Posted 6 мая 2020,, 08:11

Published 6 мая 2020,, 08:11

Modified 16 августа 2022,, 21:46

Updated 16 августа 2022,, 21:46

Нефть и газ в апреле 2020

6 мая 2020, 08:11
Ежемесячный обзор нефтяного рынка и нефтегазовой отрасли
Сюжет
ОПЕК

Рынок нефти. Исторические события «ревущего двадцатого»: отрицательные цены на нефть и конец сланцевой революции

Апрель 2020 года, по словам главы Международного энергетического агентства Фатиха Бироля, имеет все шансы войти в историю нефтяного рынка как один из самых неблагоприятных месяцев в истории. Тем не менее, мартовский обвал в апреле текущего года продолжения не получил, по крайней мере, в отношении североморской нефти сорта Brent. Цена Brent за апрель выросла после длительного обвала, но всего на 2,5% и смогла подняться всего лишь до $26,99 за баррель.

В свою очередь, цена техасской WTI в апреле продолжила обвал, хотя не такой сильный как в марте, рухнув ещё на 10% до $20,65 за баррель.

Такое разнонаправленное движение цен может быть связано с тем, что у цены Brent в апреле появился позитивный драйвер в виде подписанного официально соглашения о новом сокращении добычи нефти между Россией, ОПЕК (хотя опять не в полном составе нефтяного картеля) и некоторыми независимыми странами-нефтедобытчиками о сокращении производства нефти с 1 мая 2020 года в общей сложности на 9,7 млн баррелей в сутки, и этот формат получил новое название «ОПЕК++». Это беспрецедентное сокращение в истории ОПЕК и всего нефтяного рынка. Напомним, что в 2009 году ОПЕК сокращал добычу нефти для целей восстановления роста цен только на 3 млн б/с, а в 1999 году — на 4 млн б/с.

В соответствии с условиями соглашения Россия и Саудовская Аравия обязуются взять на себя наибольшие квоты по сокращению добычи нефти в мае и июне 2020 года в 2,5 млн б/с каждая из стран. Впервые к формату ОПЕК+ присоединились США, пообещавшие (в лице президента США Дональда Трампа) сократить добычу нефти на 250 тыс. б/с. Трамп объявил, что поступает так «чтобы помочь Мексике», которая изначально отказывалась участвовать в сделке ОПЕК++, чем чуть было не сорвала сделку, так как Саудовская Аравия и некоторые другие страны-члены ОПЕК отказывались подписывать соглашение, если к нему не присоединятся новые участники, не принимавшие ранее участия в ОПЕК+.

Однако на момент написания данного обзора ситуация с тем, присоединятся ли американские нефтяники к участию в ОПЕК++, пока не прояснилась: видимо, в США больше склоняются к варианту естественного сокращения добычи нефти, которое уже происходит. По данным Baker Hughes, в апреле количество активных нефтедобывающих платформ в США еженедельно снижалось на несколько десятков платформ, а к концу апреля из более 600 активных буровых установок в США осталось всего 325. Все проблемы нефтяного рынка связаны с обвальным падением спроса на нефть на фоне пандемии Covid-19 и его последствий для мировой экономики. По оценкам Международного энергетического агентства в апреле 2020 года мировой спрос на нефть сократился в годовом исчислении на 29 млн б/с.

Из-за падения спроса на нефтяном рынке сложилась такая аномалия, как отрицательные цены на нефть WTI, наблюдавшиеся, например, 21 апреля на спотовом рынке в некоторых штатах. Правда, к концу дня 21 апреля на спотовом рынке цена барреля WTI выровнялась, и за баррель стали давать уже $5. Отчасти такая ситуация на спотовом рынке сложилась в связи с датой экспирации апрельских фьючерсов на WTI, когда покупатели стремились любой ценой продать контракты, лишь бы не стать «счастливыми» обладателями товара, цена которого на спотовом рынке даже не покрывает расходов на его транспортировку. Но главная причина такой ситуации заключается преимущественно в отсутствии спроса на нефть.

В последние дни апреля нефтяной рынок был крайне нервным, цены фьючерсов на WTI опускались даже до $13 за баррель, а нефть Brent установила антирекорд 20-летней давности, подешевев до $20 за баррель.

Таким образом, 2020 год, наверное, войдёт в историю нефтяного рынка как «ревущий двадцатый»: и сама мистическая цифра 2020, и считавшаяся давно ушедшей в прошлое цена в $20 за баррель нефти, и ценовой антирекорд, который последний раз на нефтяном рынке видели 20 лет назад…

Однако подлинная причина обвала всё-таки была установлена тоже в конце апреля.

Как оказалось, у берегов Калифорнии в последнюю декаду апреля скопилось несколько десятков неразгруженных танкеров с нефтью, что обострило на рынке беспокойства относительно переполненных нефтехранилищ во всём мире. Впоследствии в СМИ поступила информация о том, что танкеры принадлежат Саудовской Аравии, которая ещё в марте, когда было объявлено о прекращении с 1 апреля действия условий сделки ОПЕК+ в старом формате, обещала залить рынок своей дешёвой нефтью, резко нарастив добычу и экспорт. «Залить» рынок получилось, особенно цены, однако, Саудовская Аравия от такой стратегии ничего не выиграла, а только потеряла, так как даже с большой скидкой её нефть в США брать не захотели, так как расходы на транспортировку нефти конечным потребителям оказывались дороже цены барреля. Поэтому некоторые зарубежные эксперты, назвав новый формат ОПЕК++ чуть ли не провалом России, поступили опрометчиво, не обратив внимание на то, что стратегия Саудовской Аравии по абсолютно недальновидному и даже безответственному наращиванию добычи нефти оказалась невыгодной прежде всего ей самой. Отметим также, что государственный бюджет Саудовской Аравии может быть бездефицитным только при цене на нефть не ниже $70-75 за баррель (Россия выходит на бездефицитный бюджет при цене чуть выше $42 за баррель).

Но больше всего от беспрецедентного мартовско-апрельского обвала нефтяного рынка проиграли производители сланцевой нефти в США. В нашем мартовском обзоре мы писали о том, что один из крупных производителей сланцевой нефти в США, компания Whiting Petroleum, подала заявление о банкротстве. Как оказалось, в апреле проблемы у сланцевиков не только не закончились, но усилились. Так, в середине апреля о поиске консультанта по реструктуризации долгов объявили новые американские производители сланцевой нефти: FTS International и Texland Petroleum, причём последняя одновременно объявила ещё и о прекращении добычи нефти как минимум до начала мая, а как максимум — до стабилизации цен на рынке.

Так что прогнозы, сделанные ещё за несколько лет до этих событий, о том, что у американских производителей сланцевой нефти даже при цене на нефть ниже $40 за баррель начинаются проблемы, как видим, сбылись.

По сообщениям агентства Reuters, в конце апреля проблемы коснулись даже лидера американской «сланцевой революции» Chesapeake Energy, который, по сообщениям агентства, ведёт переговоры с банками о предоставлении крупного кредита почти в $1 млрд для рефинансирования существующих долгов. «Мы присутствуем при мучительном конце американской сланцевой революции», — резюмировали эксперты исследовательского агентства IHS в одном из исследований в конце апреля.

Более того, обвал нефтяного рынка не прошёл бесследно и для крупнейших транснациональных нефтяных корпораций. Так, в конце апреля о временном сокращении добычи нефти до стабилизации цен на рынке заявили ConocoPhillips и Chevron. А глава корпорации ВР Роберт Дадли заявил, что добывающие подразделения ВР могут работать безубыточно только при цене на нефть не ниже $35 за баррель, но восстановление среднегодовой цены на нефть именно на этом уровне он ожидает не ранее начала 2021 года. Мы полагаем, что к концу мая у цены Brent на фоне начала действия соглашения ОПЕК++ есть шанс на возвращение на отметки выше $30 за баррель.

Газовая отрасль. Строительство «Северного потока-2», возможно, скоро возобновится

Маршрут судна-трубоукладчика «Академик Черский», способного достроить газопровод «Северный поток-2», напоминали захватывающий приключенческий роман. Напомним, что в феврале судно вышло из порта Находка и взяло курс на Сингапур, затем направилось сначала в сторону Африки, потом Канарских островов и далее указал в качестве конечной точки маршрута сначала порт Находка, а потом Калининград. Столь необычный маршрут, по всей видимости, был связан с тем, что в компании «Газпром флот», которой принадлежит судно, опасались введения против неё санкций, которые, в том числе могли предполагать запрет принадлежащим ей судам обслуживаться и заправляться в портах стран, не желающих портить отношения с США, то есть, попросту говоря, любых третьих стран.

Однако на момент написания данного обзора двухмесячное путешествие трубоукладчика с Дальнего Востока в Калининград через Африку и Атлантический океан закончилось. Теперь, вероятнее всего, оператор проекта Nord Stream 2 будет получать разрешение на ведение строительных работ в исключительной экономической зоне Дании с привлечением к работам трубоукладчика «Академик Черский» вместо отказавшегося от участия в проекте швейцарского трубоукладчика Allseas.

Скорее всего, уже летом строительство «Северного потока-2» возобновится.

В апреле 2020 года в России было добыто только 55,14 млрд кубометров газа, что на 7,2% ниже, чем в марте, и на 14,3% ниже уровня апреля 2019 года, а за первые четыре месяца 2020 года добыча газа в годовом исчислении сократилась на 8% до 240,55 млрд кубометров.

Спрос на топливо в Европе снижался как в связи с экономическим кризисом, вызванным пандемией коронавируса, так и в связи с тёплой погодой в Европе. Однако из-за указанных факторов в Европе сократился спрос ещё и на сжиженный природный газ, в первую очередь, на американский. Компания Cheniere Energy из США, которая является крупнейшим экспортёром американского СПГ в Европу в апреле столкнулась со сложностями с поставками СПГ в Европу.

Более десятка европейских покупателей отказались от законтрактованных ранее у Cheniere Energy партий СПГ с поставками в июне.

Цены на европейском газовом рынке оказались ниже стоимости транспортировки и разжижения СПГ. Агентство Bloomberg сообщило, что в апреле отгрузки партий СПГ с американских заводов сократились почти на 30%.

Данная ситуация в краткосрочном аспекте препятствует реализации некоторых амбициозных проектов НОВАТЭКа по экспорту СПГ, но не всем, поскольку у НОВАТЭКа наиболее низкая себестоимость транспортировки газа в сравнении с другими поставщиками газа в Европу. НОВАТЭК не исключает переноса сроков запуска проекта Обского СПГ, в том числе на 2024 год, однако не считает, что для снижения добычи на уже действующем проекте «Ямал СПГ» есть предпосылки.

Рынок нефтегазовых акций. Мировой тренд к сокращению инвестиций снизил темпы роста нефтегазовых акций

В апреле российский фондовый рынок постепенно восстанавливался после мартовского обвала, хотя многие мировые рынки ещё продолжало лихорадить. За апрель индекс Московской Биржи вырос на 7,2%, до 2650,56 пунктов. Рост наблюдался и в акциях компаний нефтегазового сектора. Практически все «голубые фишки» в нефтегазовом секторе выросли, однако показали динамику хуже рынка, то есть темпы их роста отстали от темпов роста остального рынка. Зато акции НОВАТЭКа стали локомотивом роста в нефтегазовом секторе, подорожав за апрель на целых 16% и обогнав рост индекса МосБиржи.

Бурный рост акций НОВАТЭКа в апреле, скорее всего, стал техническим, так как в прошлые месяцы эти акции оказались сильно перепроданными.

Кроме акций НОВАТЭКа сильнее остального рынка подорожали акции Газпром нефти (на 11,5%). Обыкновенные акции Сургутнефтегаза выросли за месяц на 6%, Роснефти — на 4,6%, ЛУКОЙЛа — на 3,3%, а обыкновенные акции Татнефти смогли подрасти только на 1,1%.

Упали за апрель только привилегированные акции Транснефти, потеряв 5,6% стоимости, но это было, скорее всего, связано с бурным ростом в предыдущие месяцы.

В свою очередь, фундаментальные факторы и внешний фон не слишком способствовали сильному росту в нефтегазовом секторе, поэтому темпы роста многих других нефтегазовых акций отстали от рынка.

И неудивительно: крупнейшие российские нефтегазовые компании объявили о сокращении инвестиционных программ на 2020 год. Это общемировой тренд: о сокращении капитальных затрат на 20-25% в текущем году уже объявили Exxon Mobil, BP, Chevron. А в России о сокращении капитальных затрат в 2020 году на 20% по сравнению с ранее утверждённым планом на текущий год объявили Газпром, Газпром нефть и НОВАТЭК. О возможности сокращения капитальных затрат в нефтедобычу, правда, пока без конкретных цифр заявила и Татнефть. Сокращение, видимо, затронет и ряд проектов Роснефти. А вот ЛУКОЙЛ объявил о том, что постарается в текущем году уложиться в утверждённую программу капитальных затрат в 550 млрд руб., хотя в долларовом эквиваленте объём его инвестиций, разумеется, снизится из-за падения курса рубля.

Вместе с капитальными затратами некоторые компании начали урезать и ежеквартальные дивиденды: например, Татнефть уже отказалась от выплаты дивидендов по обыкновенным акциям за 4 квартал 2019 года. В мае, когда нефтегазовые эмитенты начнут отчитываться об итогах 1 квартала 2020 года, рынок может быть очень нервным и волатильным, так как первый квартал для нефтегазовых эмитентов был одним из наименее удачных в истории из-за обвала цен на нефть. А слабые итоги 1 полугодия 2020 года могут негативно отразиться на будущих дивидендах.

Наталья Мильчакова, к. э. н., заместитель руководителя «Информационно-аналитического центра «Альпари»

Материалы по теме
Нефть и газ в марте 2020
"