Posted 31 марта 2020, 10:17
Published 31 марта 2020, 10:17
Modified 16 августа 2022, 21:51
Updated 16 августа 2022, 21:51
Распространение коронавируса стало сильнейшим ударом по спросу на природный газ на глобальном рынке в условиях избыточного предложения СПГ. В результате в 2020 году, второй год подряд, Европа вновь становится главным балансирующим рынком. Однако возможности европейского рынка могут закончиться в августе 2020 года, что приведет к апокалиптическому падению (спотовых) цен на газ. В условиях сжимающегося спроса балансировка рынка перекладывается на плечи поставщиков природного газа, что ведет к ужесточению конкуренции и снижению маржинальности бизнеса. С другой стороны, супернизкие спотовые цены на природный газ способствуют переосмыслению роли природного газа в энергетическом комплексе различных стран и открывают дорогу для «золотого века» использования «голубого» топлива.
Благодаря росту мирового предложения СПГ в 2019 году на рекордные (по крайней мере за прошедшее десятилетие) почти 13%, или 40 млн тонн, региональные газовые рынки получили прочную связь для межрегиональной торговли, образовав единый глобальный газовый рынок с высокой корреляцией между региональными спотовыми ценами.
Однако если ранее основной прирост спроса на СПГ обеспечивали страны Азии, в первую очередь Китай, то по итогам 2019 года самым быстрорастущим рынком СПГ стала Европа, при этом темпы прироста импорта Китая упали до 16% с 40% годом ранее.
Замедление роста спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2019 году стало настоящим испытанием для возможностей Европы принять избыточные объемы СПГ. Благодаря закачке газа в подземные хранилища, замещению угля природным газом в секторе электрогенерации, а также сокращению трубопроводных поставок Европа смогла сбалансировать глобальное предложение, поглотив около 90% прироста новых объемов СПГ. В результате в 2019 году цены в Европе упали более чем на 40%. Однако рост поставок СПГ в Европу на 35 млн тонн в 2019 г. не стал в чистом виде органическим ростом спроса, так как такие темпы были обеспечены в том числе канибализацией трубопроводных поставок как в прошлом году, так и в текущем за счет закачки рекордных объемов газа в подземные хранилища.
На фоне замедления экономической активности в результате распространения коронавируса в январе–феврале 2020 года темпы прироста импорта СПГ Китаем снизились до 2,3% (против роста на 19,7% годом ранее; согласно другим источникам, за период объем импорта снизился на 3,5%), однако, заметное замедление китайского рынка отмечается с 2019 года. Так, в октябре 2019 года месячный объем импорта СПГ в Китае снизился ниже уровня аналогичного месяца 2018 года, а в декабре китайские компании в связи с высокими запасами и слабым спросом вышли на рынок с предложением о перепродаже части законтрактованных объемов СПГ. Такая динамика стала следствием целого ряда факторов: погодный фактор, отсутствие новых регуляторных действий по стимулированию потребления природного газа, рост внутренней добычи в Китае, также свой вклад внесло начало трубопроводных поставок из России с конца 2019 года.
С другой стороны, европейский рынок оказался в непростой ситуации: запасы газа в европейских хранилищах находятся на рекордно высоких уровнях к концу отопительного сезона 2019/2020, в то же время объемы поставок СПГ в Европу продолжают показывать стремительный рост даже к высоким уровням прошлого года: за январь–февраль 2020 года объемы импорта СПГ выросли на 34%, оказывая давление на объемы трубопроводных поставок, снизившихся до многолетних минимумов в начале года. Помимо заполненных хранилищ в 2020 году возможности Европы по балансировке глобального спроса и предложения на газовом рынке будут ограничены влиянием распространения коронавируса (и применяемых мер по его предотвращению) на экономику европейских странах. Более того, на объемы спроса на газ в секторе электрогенерации оказывают давление не только погодные условия, но и увеличившиеся мощности электрогенерации из возобновляемых источников энергии.
Распространение коронавируса в Китае для глобального газового рынка стало сигналом невозможности сбалансировать растущее предложение СПГ за счет импорта Китая, одного из наиболее динамично растущих рынков последних лет. Действия властей и компаний на китайском рынке, направленные на предотвращение распространения вируса, привели к падению деловой активности в стране и оказали дополнительное давление на импорт СПГ. Более того, китайская CNOOC и PetroChina объявили форс-мажор по своим контрактным обязательствам с целью отложить или отменить закупки грузов. Как следствие, цены на газовых рынках Европы и Азии в I квартале 2020 г. опускались до уровней $2,7/млн БТЕ и около $2,4/млн БТЕ соответственно.
Важно отметить, проблемы затоваривания китайского рынка начались до эпидемии, и, помимо фундаментально рыночных факторов, прослеживается влияние коммерческих действий китайских покупателей по оптимизации закупок: из-за низких спотовых цен на СПГ в сравнении с ценами долгосрочных контрактов (главным образом имеющих нефтяную индексацию) китайские компании закупили 13 млн тонн спотовых объемов в 2019 году, что осложнило выполнение обязательств по долгосрочным контрактам. В этой связи китайским контрагентам будет не просто доказать влияние коронавируса на возможность исполнения обязательств. Так или иначе, на рынке «повисли» дополнительные объемы СПГ, которые перенаправляются в Европу и другие регионы.
Таким образом в 2020 году в отсутствие дополнительного регуляторного стимула в Китае по «переключению» использования газа вместо угля вклад Китая в поглощение избыточных объемов СПГ с глобального рынка будет ограниченным.
При этом, несмотря на наметившееся в конце марта восстановление экономики Китая, риски распространение коронавируса в Азии оказывают давление на другие растущие рынки. Так, Индия, активно скупавшая подешевевшие спотовые объемы СПГ в начале года, в конце марта объявила о мерах по предотвращению распространения эпидемии в стране, в результате индийские компании объявили форс-мажор по своим обязательствам на закупку контрактных объемов.
В условиях замедления спроса в Азии для глобального газового рынка главным вопросом становится возможность Европы сбалансировать избыток СПГ.
В 2020 году ожидается увеличение предложения СПГ на 8,5%, или на 30 млн тонн. Основной прирост мощностей придется на проекты в США, дополнительные объемы которых превысят уровень прошлого года почти в два раза. Из-за замедления импорта и низких цен в Азии европейский рынок становится основным рынком сбыта для американского СПГ, а достигнутый прогресс в рамках «первой фазы» торговой сделки между США и Китаем, которая предполагает отмену 25%-й пошлины на поставки американского СПГ в Китай, уходит на второй план.
И если в 2019 году Европа смогла сбалансировать глобальный рынок, закачав рекордные объемы газа в подземные хранилища, то в 2020 году у Европы будет меньше возможностей для такого маневра. К 1 апреля 2020 года объемы газа в европейских хранилищах составят около 57 млрд куб. м, что более чем на треть выше уровня прошлого года (и в два раза выше среднего уровня запасов за последние пять лет). С учётом среднего темпа закачки газа, объемы запасов в европейских хранилищах в августе 2020 года достигнут максимального уровня, около 103 млрд куб. м. Это будет означать настоящий апокалипсис для цен не только для европейского, но для всего газового рынка.
В этом случае потребуется дополнительно распределить или «снять» с рынка около 30 — 45 млрд куб. м. газа, используя оставшиеся опции:
1) рост спроса: данная опция в 2020 году испытывает самое большое давление в связи с распространением коронавируса, более того, существует риски продолжения «эстафеты» форс-мажоров по исполнению обязательств на закупку природного газа и СПГ не только в Азии, но и в Европе, в первую очередь в Италии и Испании; также на спрос оказывает влияние погодный фактор, уже ограничивший потребление природного газа в I кв. 2020 г.; эффект от переключения с угля на газ в секторе электрогенерации Европы в значительной степени был исчерпан в 2019 году.
2) балансирования рынка за счет снижения поставок крупными игроками;
3) использования СПГ-танкеров в качестве плавучих хранилищ: на фоне проблем со спросом на энергоносители по всему миру, по данным ClipperData, количество СПГ-танкеров, используемых в качестве хранилищ в конце марта выросло до 16, что в три раза выше уровня прошлого года.
Арсений Кириченко, эксперт газового рынка, соискатель степени к.э.н. РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина
Продолжение следует.