Объявленный выход России из сделки ОПЕК+ спровоцировал молниеносное падение цен на нефть на 20%. Цену в $36 за баррель мы не видели уже много лет. Ситуация усугубляется тем, что неопределенность перспектив развития мировой экономики возрастает, создает угрозу снижения спроса на «черное золото». Если бы ценовая война началась в условиях увеличения спроса на нефть, то выход из ОПЕК+ можно было бы оправдать реальными экономическими причинами.
Люди склонны забывать уроки истории, а сегодня история экономического кризиса СССР, вызванного падением цен на нефть за счет действий альянса США-Саудовская Аравия в 1985 г., вновь постучалась в двери.
Только на этот раз в качестве инициатора большого нефтяного взрыва выступила Россия.
Не секрет, что сланцевые компании Северной Америки постепенно отбирают рынок у стран ОПЕК и таких независимых производителей как Россия, наращивая не только технологическую экспертизу сланцевых проектов, но и умело используя финансовые инструменты для хеджирования ценовых рисков. И этот факт уже несколько раз вызывал публичное недовольство в России, где представители крупных компаний не раз заявляли, что именно США сегодня формирует уровень цен на нефть в мире.
Сравнительные данные СССР и России на 1985 и 2019 гг.
Показатели | СССР (1985) | Россия (2019) |
Место экономики в мире по ВВП | 2 | 12 |
Структура экономики | Плановая | Смешанная |
Общий внешний долг (млрд долл.) | 28,3 | 481,4 |
Технологическое отставание в ключевых отраслях промышленности | Значительное | Значительное |
Отношения со странами НАТО | «Холодная» война, эмбарго Р. Рейгана | Складывание репутации «страны-изгоя». Международные санкции. |
Официальное вовлечение в военные действия | Афганистан | Сирия |
Военный бюджет (в % ВВП) | 6,1% | 3,9% |
Добыча нефти (млн т в год) | 595 | 560,2 |
Экспорт нефти (млн т в год) | 117,1 | 248,5 |
в том числе за валюту | 28,9 | 248,5 |
Инициатор кризиса | Саудовская Аравия | Россия |
Если сравнивать СССР и современную Россию, то сопоставление вышеперечисленных показателей представляет картину в пользу современной России (кроме совокупного национального внешнего долга и места страны в мировой экономике). Экспорт нефти осуществляется за валюту, война с терроризмом ведется при меньших официальных пропорциональных затратах, экономическая модель более гибкая и уже показала высокую степень выживаемости в неблагоприятных условиях экономического (2008 г.) и политического (2014 г.) кризисов.
Тем не менее, опасность ценовой войны нельзя преуменьшать, как нельзя отрицать существования различий в глобальных весовых категориях флагмана социалистического лагеря и нынешней России.
Саудовская Аравия способна ответить на вызов России масштабнейшим повышением добычи с 10 млн б/с до 12 млн (в течение ближайшего месяца-двух), а затем и до 14 млн баррелей (в более длительном временном промежутке). Этого достаточно для того, чтобы начать выдавливать Россию с ключевых рынков сбыта путем введения масштабных значительных ценовых скидок для потребителей в условиях низкой себестоимости добычи в Королевстве.
Россия, которая в течение последнего времени, пусть незначительно, но нарушала режим добычи, зафиксированный в соглашениях, теперь официально заявляет о возможности нарастить добычу. И на сколько? Всего лишь на 0,3-0,5 млн б/с.
В долгосрочном плане РФ не имеет больших резервов для увеличения добычи нефти, а самое главное — эти резервы по себестоимости будут выше нынешней российской добычи.
И это первый парадокс нынешней ситуации.
Второй парадокс выглядит следующим образом: Россия вступает в открытое противостояние с ведущим поставщиком нефти (Саудовской Аравией), который последовательно стремится к сдерживанию собственной добычи для поддержания высокой цены на нефть от которой зависит ее бюджет, обвиняя при этом в потере своей доли рынка совершенно других игроков — а именно сланцевых производителей США.
И тем самым провоцирует США и Саудовскую Аравию на координацию действий, как в 1985 г.
При этом с высокой долей уверенности можно полагать, что именно Россию два других игрока обвинят в попытке развала «худого мира» на нефтяном рынке.
Экономический смысл действий Саудовской Аравии после выхода России из сделки ОПЕК+ понятен. Увеличение саудитами производства на 40% способно обеспечить снижение доли России на ключевых рынках сбыта. За счет поставки дополнительных объемов Королевство будет компенсировать потерю качества продаж. Экономические выгоды в данном положении дел есть и у Китая, которому снижение цен может стать подарком в условиях необходимости восстановления экономики после эпидемии коронавируса, а также США.
В настоящее время президент США выражает удовольствие от снижения цен с точки зрения потребителя. Однако возможно, что не за горами тот день, когда ему придется оказывать помощь сланцевым нефтяным компаниям, в которых он заинтересован в качестве гарантов нефтяной независимости США, достигнутой в результате развития добычи сланцевой нефти. И здесь у Дональда Трампа и американского правительства множество инструментов, в том числе и известная «санкционная дубинка», уже хорошо известная российским компаниям.
Ставка России на банкротство американских сланцевых компаний скорее всего будет бита вследствие масштабного хеджирования текущей добычи.
А поскольку это стратегические перспективные активы, гарантирующие защиту национального рынка, то США, безусловно, будут защищать своего производителя. Как показывает практика, защита стратегических интересов отличается у американцев повышенной эффективностью и жестким изменением рыночных правил несмотря на декларируемый либерализм в экономических процессах.
А если поискать реальный экономический смысл действий России не на внешнем, а на внутреннем рынке? И не на нефтяном, а на фондовом, а именно в изменении структуры владения ведущих нефтяных компаний.
Что если некоторые группы «приближенных» инвесторов будут стремиться увеличить свои доли в российских нефтяных компаниях, когда российские и международные инвесторы (или спекулянты), напуганные разрастанием ценовой войны, начнут масштабно распродавать акции российских нефтяных игроков?
Тогда подготовленные структуры, рассчитывающие на долгосрочный характер своих инвестиций, займут место в составе акционеров и советах директоров таких компаний или усилят свои позиции, укрепляя экономический базис своих интересов и консолидировав будущую прибыль. А там есть шанс вернуться за стол переговоров с ОПЕК и успеть заключить новое соглашение, ведь по факту прекращение текущей сделки ОПЕК+ наступает 1 апреля. Чем не удачная дата для завершения хорошей игры на понижение? Только вот репутацию России, как конструктивного переговорщика и относительно надежного партнера ОПЕК, обратно вернуть будет крайне сложно, да и не факт, что комбинация срастется. Ведь уже 10 марта наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман стал гостем президента Трампа.
Станислав Рогинский, к. э. н., доцент НИУ «ВШЭ»