Posted 6 марта 2020, 18:07

Published 6 марта 2020, 18:07

Modified 16 августа 2022, 21:50

Updated 16 августа 2022, 21:50

Договорились, но… не договорились

6 марта 2020, 18:07
Сюжет
ОПЕК
По итогам заседания ОПЕК+ нет конкретных договоренностей: для России это несет геополитический риск ухудшения отношений с Саудовской Аравией

По итогам совместного заседания министров стран ОПЕК и не-ОПЕК стороны договорились продолжить консультации по объемам добычи, но договориться о снижении добычи не удалось.

Внеочередное заседание представителей нефтяного альянса ОПЕК+, которое было посвящено вирусной угрозе, до последнего момента держало в напряжении нефтяной рынок, а интриги добавило то, что под предлогом антиэпидемиологических мер на мероприятие не пустили журналистов. В итоге Россия и Саудовская Аравия не договорились о дополнительном сокращении добычи. Brent мгновенно отреагировал на итог переговоров и упал ниже $50 за баррель.

Напомним, что переговоры стран, входящих в соглашение ОПЕК+, длились с 3 по 6 марта и были, пожалуй, одними из самых интригующих за се время существования соглашения. 3 марта технический комитет группы (JTC) ОПЕК+ предложил дополнительное сокращение добычи в объеме от 600 тыс. до 1 млн б/с во II квартале. На следующий день, 4 марта, прошло заседание министерского мониторингового комитета, которое было ознаменовано из-за короновируса отсутствием прессы и рукопожатий. В СМИ было широко растиражировано, как министр энергетики России Александр Новак и генсек ОПЕК Мухаммед Баркиндо поздоровались друг с другом с помощью ног.

Однако данный неформальный способ приветствия не смог разрядить напряженную обстановку переговоров. Позже стало известно, что Россия и Казахстан не поддержали предложенное сокращение добычи странами ОПЕК+ на 1,5 млн баррелей. Российская делегация во главе с министром энергетики Александром Новаком покинула заседание комитета досрочно, не озвучив своей позиции, и вернулась в Москву. Министр пояснил журналистам, что его отъезд из Вены был плановым. Высокопоставленный чиновник в ОПЕК сообщил агентству ТАСС, что «коллеги на Новака не обиделись, так как ему нужно было вернуться в Москву по служебной необходимости».

Тем не менее, после завершения данной встречи министр энергетики ОАЭ Сухейль аль-Мазруи сообщил, что решение по судьбе сделки в условиях коронавируса принято, но пока останется в тайне, а также подчеркнул, что с этим решением согласны все участники.

5 марта министры стран ОПЕК все же открыли карты и сообщили о своей рекомендации провести дополнительную корректировку в размере 1,5 млн б/с до 30 июня 2020 года. При этом странам ОПЕК необходимо уменьшить добычу на 1 млн, а не входящим в ОПЕК — на 500 тыс. Кроме того, картель предложил продлить текущие уровни сокращений на оставшуюся часть года, а также провести следующую министерскую встречу ОПЕК+ 10 июня 2020 года.

Однако вечером того же дня переговоры ОПЕК внезапно продолжились в составе только глав делегаций. И неожиданно для всех организация решила скорректировать свою рекомендацию по сделке ОПЕК+. Теперь картель предлагает увеличить сокращение добычи нефти альянсом на 1,5 млн б/с до конца 2020 года, а не на второй квартал.

Стоит отметить, что, несмотря на разногласия с Россией, после министерской встречи ОПЕК Мухаммед Баркиндо заявил, что у картеля нет повода сомневаться в дальнейшей приверженности России сделке ОПЕК+.

На этом фоне российские официальные лица позволяли себе весьма пессимистические рассуждения о падении нефтяных котировок.

В частности, глава Минфина Антон Силуанов 5 марта сказал, что Россия готова к снижению цен на нефть: в этом случае она будет финансировать расходы бюджета за счет резервов.

ОПЕК также не излучает оптимизм. Согласно прогнозам аналитиков картеля, прогноз роста спроса на нефть в 2020 году понижен с 1,1 млн до 0,48 млн б/с, то есть темпы роста потребления нефти в мире должны замедлиться более чем вдвое из-за падения авиаперевозок, туристических потоков, ограничения мобильности и промышленного производства. Консалтинговая компания Wood Mackenzie посчитала, что глобальный спрос на нефть в первом квартале упадет на 2,7 млн б/с, и это будет самое сильное падение после кризиса 2008 года.

Международное энергетическое агентство и вовсе предсказала впервые более чем за 10 лет падение мирового спроса на нефть в I квартале 2020 года из-за вируса COVID-19.

6 марта совместное заседание министров должно было начаться в 10 утра, но состоялось только вечером из-за многочисленных многосторонних консультаций, проходивших в течении дня. Основной причиной столь долгих обсуждений стали категорически противоположные позиции лидеров соглашения — России и Саудовской Аравии, сообщил «Интерфакс».

И вот, наконец, появилось итоговое коммюнике, в котором не содержится упоминаний о сокращении добычи, сообщает агентство Bloomberg. В документе отмечается, что министры государств ОПЕК+ продолжат сотрудничество, они намечают дальнейшие встречи, но точных дат пока нет.

Итак, договоренность не состоялась, но стороны продолжают выражать осторожный оптимизм.

Так, министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что по итогам заседания ОПЕК+ был подписан документ о продолжении взаимодействия в рамках Хартии сотрудничества стран-производителей нефти. «С 1 апреля нет ни у кого обязательств по сокращению нефтедобычи», — цитирует министра «Интерфакс».

«Я оптимист, верю, что никто из группы не хочет расслабляться», — заявил в ответ генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо. — Мы уверены, что Россия вернется к кооперации», — добавил он.

Однако каждая из сторон обозначила свои позиции на будущее.

«Мы попытаемся сделать все, чтобы продлить соглашение ОПЕК+ о более глубоких сокращениях, падение спроса реально», — уточняет Баркиндо. «С 1 апреля нет ни у кого обязательств по сокращению нефтедобычи», — парирует Новак (цитаты приведены по «Интерфаксу»), не уточняя, правда, как это решение скажется на потенциальных объемах добычи: «Это будет зависеть от планов компаний, в первую очередь. Нужно будет с компаниями пообщаться. Скажем так, не обсуждали такой вариант», — добавил Новак.

Страны ОПЕК+ могут встретиться до июня, если Россия согласится, сообщил журналистам министр нефти ОАЭ Сухейль аль-Мазруи. «Нам нужно дать России еще немного времени, и мы надеемся, что они вернутся», — передает его слова Bloomberg.

Страны-производители нефти будут «держать рынок в изумлении», если увеличат добычу, заявил министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бен Сальман. В ходе встречи ОПЕК+ он сказал, что «сегодняшний день будет печальным», сообщает Dow Jones.

Тем временем Brent рухнула ниже $47 за баррель, впервые с июля 2017 года.

По состоянию на 18:09 мск 6 марта цена на Brent падала на 7,26%, до $46,36. WTI подешевела на 7,71% — до $42,36 за баррель.

У отраслевых экспертов нет единого мнения относительно необходимости дальнейшего сокращения добычи для стабилизации нефтяного рынка в условиях распространения COVID-19. В то же время они указывают, что российский бюджет выдержит снижение стоимости углеводородного сырья.

Независимый эксперт Вячеслав Мищенко заметил, что в России макроэкономическая ситуация и в целом бюджетные и фондовые показатели стабильны: «Для российских нефтяных компаний цена отсечения $42.

Если брать краткосрочный период от 1 года до 3 лет, ситуация с падением нефтяных цен Россию не сильно беспокоит. Мы этот шторм можем пережить.

Однако у наших партнеров по ОПЕК+, в первую очередь, у Саудовской Аравии, ситуация гораздо хуже, поскольку у их бюджетов высокая зависимость от рыночной цены на нефть. В связи с этим со стороны этих стран уже второй месяц идет давление с тем, чтобы расширить сделку ОПЕК+. РФ в этой ситуации нет смысла поддаваться давлению. Дополнительное сокращение ударит по российскому нефтегазовому сектору, по добывающим активам. Мы отстаиваем сейчас собственные интересы, к тому ж подросшая стоимость нефти подключит американских производителей, «американская неваляшка» вновь поднимется. Поэтому нам нет смысла играть в эти игры хотя бы потому, что пока никто не понимает, насколько длительной будет эпидемия коронавируса.

Если ситуация с распространением COVID-19 затянется, тогда стоит в конце весны или начале лета еще раз обсудить эту ситуацию»,

— заявил эксперт в интервью «НиК».

Руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев считает, что вся шумиха вокруг коронавируса скоро закончится, нефть вернется к $60-65 за баррель, поэтому он не видит причин для сокращения квот: «Дальнейшее увеличение сокращения добычи ударит по российскому нефтегазовому сектору и прежде всего по ее лидеру — «Роснефти».

В том случае, если я окажусь не прав и фактор коронавируса усилится, тогда это будет уже не только проблемой нефтегазового рынка и нефтяных экспортеров.

Однако при любом сценарии в нефть ниже $42 за баррель я не верю. В Саудовской Аравии слишком эмоционально воспринимают сюжеты западных телеканалов», — пояснил аналитик. Он напомнил, что в 2001 году на Россию уже оказывалось давление с целью подтолкнуть нашу страну к вступлению в ОПЕК: «Но даже тогда, когда Россия была намного слабей, она не поддалась давлению. Вряд ли сейчас это произойдет», — указал Разуваев.

Эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский, напротив, отметил, что Россия вместе с ОПЕК может контролировать порядка 80% мировой нефтяной добычи и около 95% в восточном полушарии, а это полный контроль над ценообразованием сорта Brent, поэтому в нашей стране должна быть выработана четкая позиция по поводу участия в картеле: «У Саудовской Аравии ситуация при $50 за баррель очень тяжелая, поскольку бюджет этой страны не может себя балансировать и терпит серьезные убытки. В связи с этим королевство будет биться до конца за цену в $60 за баррель.

Если Россия будет качать столько нефти, сколько и раньше, ОПЕК+ превратится просто в ОПЕК. Однако России в какой-то момент потребуется какая-нибудь геополитическая составляющая, и в этот момент Саудовская Аравия нашу страну не поддержит»,

— пояснил эксперт.

По его мнению, вопрос заключается в том, играет ли Россия тактически или стратегически: «В России бюджет балансируемый и бездефицитный. С точки зрения стратегии разногласия России с ОПЕК+ — это не правильно. В ближайшее время страна не сможет отказаться от нефтяной зависимости, поэтому членство в ОПЕК становится для России важной темой. Если раньше Саудовская Аравия договаривалась по нефтяным ценам с США, то при Трампе королевство этого делать не может. В этой ситуацию Эр-Рияд не сможет контролировать рынок без Москвы», — заметил Рожанковский.

Екатерина Вадимова

Подпишитесь