Для НОВАТЭКа проблемы с транспортировкой, кажется, кончились: теперь компания может спокойно использовать иностранные газовозы для перевозок своего СПГ по Севморпути (СМП). Соответствующие поправки в Кодекс торгового мореплавания подписал президент РФ Владимир Путин.
В Кодексе за судами под российским флагом было закреплено исключительное право вести морские перевозки углеводородов, добытых на российской территории и погруженных на суда в акватории СМП, до первого пункта выгрузки или перегрузки. Также это касается перевозок нефти, природного газа, в том числе в СПГ, а также газового конденсата и угля.
НОВАТЭК был вынужден обратиться в Минтранс с просьбой разрешить компании каботажные перевозки СПГ по Севморпути судами не только под флагом России. Глава компании Леонид Михельсон тогда пояснял, что принятые поправки не позволяют использовать 14 из 15 газовозов «Ямал СПГ» для каботажа между Сабеттой и планируемыми к строительству комплексами по перевалке СПГ в Мурманске и на Камчатке без соответствующего разрешения правительства РФ.
«На сегодняшний день для вывоза продукции „Ямал СПГ“ используется уникальный флот судов-газовозов усиленного ледового класса Агс7, построенный и строящийся на корейских верфях. Управление флотом осуществляется российскими и международными перевозчиками под флагами иностранных государств. Суда такого класса в Российском морском регистре судоходства в настоящее время отсутствуют», — поясняли в НОВАТЭКе.
Действующие ограничения в законодательстве лишают СПГ-проекты в акватории СМП гибкости в обеспечении потребностей внутреннего рынка в отдаленных регионах РФ. Кроме того, возникли серьезные препятствия для привлечения внешнего финансирования проектов, фрахта дополнительных судов с международного рынка.
В конечном счете правительство разрешило до 30 декабря 2043 года ряду судов под иностранным флагом перевозки СПГ по Севморпути. Кабмин также распорядился разрешить до 30 декабря 2021 года международные морские перевозки природного газа и газового конденсата (при погрузке в Сабетте до первого пункта выгрузки или перегрузки) иными судами под иностранным флагом, договоры фрахтования которых заключены не более чем на полгода.
И вот в феврале 2020 года Госдума приняла закон, по которому правительство будет наделено полномочиями принимать решения об использовании судов под иностранными флагами при некоторых видах работ, на осуществление которых суда под российским флагом имеют преимущественное право.
Согласно документу, каботаж с использованием судов под иностранным флагом может осуществляться в соответствии с международными договорами России или в случаях и в порядке, установленных российским правительством, отмечает Teknoblog.ru.