Толерантная Европа нашла новый повод для классовой ненависти. На этот раз «красная черта» разделила владельцев электрокаров и водителей машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Акции ненависти друг к другу проводят и те, и другие, и по большому счету истинные причины такового поведения не всегда очевидны. Однако они подтверждают то, что проблема перевода транспорта на электрическую тягу вызывает споры не только у ученых и экономистов, но и у простых граждан.
Не так давно в хорватском Загребе клуб владельцев электрических автомобилей провел акцию протеста против машин с ДВС, которые часто паркуются на местах для зарядки электромобилей. Около десяти электрокаров парализовали работу АЗС — электрические автомобили различных марок и моделей просто стояли на заправке, пока за ними не выстроилась очередь из машин с ДВС. На этот раз никаких конфликтов между водителями не случилось, а электромобили разъехались до прибытия полиции. Своей акцией владельцы электрокаров решили показать, что они уже стали важной частью дорожного трафика.
Ранее в американском штате Северная Каролина прошла чуть более нервная акция уже против электротранспорта. Владельцы больших пикапов устроили прямо противоположный флешмоб: они заняли все свободные зарядные станции Tesla и выкрикивали ругательства в адрес обладателей электрокаров.
Такое поведение уже получило свое название — «айсинг» от аббревиатуры ДВС, которая на английском звучит как ICE (internal combustion engine).
Между тем мировые показатели свидетельствуют о том, что «айсинг» становится все более заметным движением. Продажи электрокаров снизились в третьем квартале 2019 года на 10% в сравнении с аналогичным периодом 2018 года. Аналитики считают, что сократились общие объемы продаваемых автомобилей на мировом рынке и в том числе снизились данные показатели для рынков Китая и Соединенных Штатов Америки. В начале 2019 года прогнозировалось, что производители автомобилей смогут продать 3 млн электрокаров, но достичь этой отметки уже не удастся. Сейчас реализовано только 2,3 млн единиц легкового электротранспорта. На американском рынке снижение показателя произошло из-за падения спроса на автомобили Tesla: третий квартал нынешнего года показал снижение результата на 37%.
В Китае охлаждение к электротранспорту произошло из-за отказа правительства страны от субсидирования покупок этого вида автомобилей, что привело к падению спроса в США — не совсем понятно, хотя вполне вероятно, что рынок просто насытился данной техникой, поскольку область ее применения достаточно узкая. Электрокары подходят только для городских жителей, которые могут позволить себе заряжать машину 8 часов. Грузовой транспорт на электротяге широкого распространения пока не получил.
Тем не менее, несмотря на столь резкое падения продаж Tesla в США, компания собирается активно продвигать свою продукцию на европейском континенте.
В середине ноября 2019 года стало известно о строительстве нового завода американской компании, который станет первым на территории Европы и расположится в Германии рядом с новым аэропортом Берлин-Бранденбург. На новом предприятии планируется выпуск не только электромобилей, но и аккумуляторов для них, а также силовых установок. Первый завод Tesla в Европе будет выпускать до 500 тыс. электрокаров в год, а его запуск запланирован на 2021 год.
Может быть, в старой доброй Европе американской фирме улыбнется удача, поскольку новая топливная стратегия Евросоюза нацелена на снижение объемов выбросов вредных веществ на 55% по сравнению с показателем 1990 года, а далее на достижение «климатической нейтральности» с нулевым выбросами в атмосферу парниковых газов. Причем власти ЕС решили, что именно за счет перехода на новый вид транспорта можно будет добиться этих показателей.
Впрочем, не совсем понятно, как к приходу на европейский рынок Tesla отнесутся европейский автоконцерны. Вряд ли они по доброй воле отдадут свою часть рынка, ведь страны ЕС уже инвестировали $900 млн в инфраструктуру для зарядки и обслуживания электротранспорта индивидуального пользования. Кстати, сейчас активное насыщение рынка этой техникой происходит в Германии: по данным агентства Bloomberg, к ноябрю 2019 года в ФРГ было зарегистрировано 57533 новых электрокара. По этому показателю Германия даже опередила Норвегию, которая с 2010 года традиционно лидировала по продажам данной техники. Это было связано с выходом первого массового электрического автомобиля Nissan Leaf. Лидерство Германии произошло на фоне разворота крупнейших немецких концернов — Volkswagen, BMW и Daimler — к сегменту электротранспорта.
Ранее канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что к 2030 году на дорогах страны будет 10 млн электромобилей и 20 млн зарядных станций, а к 2035 году страна вложит в инфраструктуру для электрокаров €3,5 млрд.
Однако надо учитывать, что пока интерес населения к электрокарам поддерживается за счет различного рода субсидий. Например, немецкая компания E.ON пообещала бесплатно заряжать электромобили Uniti One в течение 5 лет при условии, что их пробег не превысит 60 тыс. км.
Любопытно, что в России к наплыву электрокаров первыми приготовились в Кемеровской области. В прошлом году депутаты Законодательного собрания области во втором и окончательном чтении приняли закон об освобождении владельцев электрокаров в регионе от уплаты транспортного налога на пять лет — кстати, и юридических лиц тоже. В настоящее время владельцы электромобилей (в Новокузнецке таковых около двадцати) имеют возможность бесплатно заряжать аккумуляторные батареи своих «железных коней» на единственной зарядной станции.
На этом фоне вполне обыденным кажется тот факт, что в борьбе за климатическую нейтральность Евросоюз совершенно забыл про интересы экологии. Например, исследования консалтинговой компании Berylls Strategy Advisors свидетельствуют, что изготовление и эксплуатация некоторых электромобилей наносят экологии больше вреда, чем машин с ДВС. В частности, эксперты компании считают, что рост производства электрокаров обязательно должен сопровождаться увеличением потребления электроэнергии, производимой угольными и газовыми электростанциями. Дополнительные выбросы, по мнению исследователей, генерируют производители батарей для электромобилей. В тексте отмечается, что к 2021 г. будут созданы мощности для сборки аккумуляторов для более чем 10 млн автомобилей, работающих при мощности в 60 кВт. Большая часть поставок будет поступать из Китая, Таиланда, Германии и Польши, которые полагаются на невозобновляемые источники энергии, например, уголь. Эти автомобили, по подсчетам экспертов издания, могут выделять столько же или даже больше парниковых газов, чем обычные машины.
Согласно данным исследования, в случае если разработать автомобильную батарею весом более 500 кг для электроспорткара, он выделит на 74% больше углекислого газа, чем обычная машина, работающая на ископаемом топливе.
Кроме того, сами по себе батареи для электротранспорта в последствии надо будет как-то утилизировать, но пока еще никто не придумал экологически безвредных способов это делать.
Только к началу 2017 года было выпущено и направлено в свободную продажу не менее 1 млн электрических автомобилей. Это примерно 250 тыс. тонн аккумуляторных батарей, которые уже к 2027 году придут в негодность.
Ряд экспертов уже сегодня говорит о том, что мода на электрокары начала ухудшать экологию Арктики. Дело в том, что в странах Северной Европы был спровоцирован резкий рост горнорудного производства для добычи таких металлов, как медь, литий и никель. В Норвегии за год выдано порядка 70 лицензий на новые медные рудники, которые, к сожалению, практикуют сброс промышленных отходов во фьорды, откуда токсичные вещества идут в океан, в том числе — в Баренцево море.
Подытоживая все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что переход автотранспорта на электрические двигатели — это, прежде всего, попытка реализации новой и, возможно, искусственной промышленной революции. Возможно, она будет полезна для экономики Еврозоны и даст дополнительный стимул для развития ее промышленного сектора, но даже это спорно. К каким последствиям эта новая мода на «климатическую нейтральность» приведет в социальной сфере — неизвестно. Каким образом скажется на экологии выпуск такого количества электрокаров, тоже никто пока не знает. Впрочем, с уверенностью можно сказать, что для выпуска электроэнергии Европе потребуется все больше и больше газа, угля и мазута, потому что чудес, увы, не бывает: ветряки 20 млн электрокаров зарядить не смогут.
Екатерина Вадимова