Начальник Управления регулирования ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин в интервью «НиК» подвел итоги 2019 и рассказал об основных задачах и направлениях деятельности основного регулятора российского товарного рынка на 2020 год.
«НиК»: Каковы на ваш взгляд основные итоги товарного рынка-2019?
— Основной итог нынешнего года в том, что он прошел значительно спокойней, чем предыдущий.
А если говорить серьезно, то одним из основных итогов является стабильная ситуация на рынке моторных топлив, цены на которые чрезвычайно важны для российских граждан. Так, например, стоимость автомобильного бензина во всех сегментах рынка менялась более низкими темпами, чем изменения показателей инфляции. При этом в течение всего года сохранялась приемлемая маржинальность для розничного сектора, прежде всего, для независимых АЗС. А с учетом в целом эффективной работы демпфирующего механизма достаточную маржинальность в розничном сегменте получили и нефтяные компании.
Если говорить о глубинных причинах такой стабильности, то я склонен полагать, что сказалось влияние целой совокупности факторов — не только роль демпфирующего механизма, но и то, что было сделано для увеличения объема предложения бензинов на рынке, а также полное удовлетворение спроса на внутреннем рынке соответствующими объемами производства. И это при том, что объемы экспорта, по данным ЦДУ ТЭК, значительно выше, чем в прошлом году, а это означает, что все меньше и меньше возникает необходимость в применении каких-либо регулирующих рычагов — таких, как запрет или ограничение экспорта, например. И этот результат работы по итогам года я считаю очень важным.
«НиК»: Ситуация с бензинов нормализована и в перспективе сложностей в этом сегменте ожидать не стоит. А как обстоит дело с дизельным топливом?
С дизельным топливом ситуация несколько иная, но в целом ее тоже можно назвать удовлетворительной — особенно по сравнению с прошлым годом. Хотя летом этого года уровень маржинальности и не соответствовал ожиданиям сетей АЗС, тем не менее, реализация дизтоплива в розницу была все же маржинальной. Основной проблемой этого года — собственно, как и прошлого — является ситуация с балансом спроса на дизельное топливо и объемов его производства, но эта проблема находится не в плоскости антимонопольного законодательства и может быть решена прежде всего за счет увеличения объемов производства зимнего дизеля.
Эффективная борьба с суррогатами с помощью экономических стимулов и механизмов, реализованных в Налоговом кодексе (введение акцизов на средние дистилляты), продемонстрировала, что масштаб проблем был недооценен: суррогаты составляли немалую часть объемов рыночного потребления дизеля, поэтому исключение из рыночных объемов дизеля до 10% за счет суррогатов — а это довольно большая доля — привело к росту цен.
Поэтому сейчас наша задача — двигаться в двух направлениях: во-первых, увеличивать объемы производства зимнего дизтоплива; во-вторых, применять механизмы, которые могут способствовать стабилизации цены.
Например, в сфере налогового законодательства это могут быть дифференцированные акцизы на летнее и зимнее топлива. В целом же мы всегда говорили о том, что акцизы на нефтепродукты с увеличением НДПИ и снижением экспортных пошлин должны снижаться, а не повышаться). Еще один механизм предусматривает введение льгот по транспортировке дизтоплив на Дальний Восток с тем, чтобы в полном объеме задействовать возможности РЖД и наполнить дальневосточный рынок за счет производства топлив на Урале и в Сибири.
Еще один механизм решения вопроса с зимним дизтопливом — через наполняемость и ликвидность биржевого рынка. Например, изменился состав биржевого рынка, со стороны покупателей здесь появились крупные промышленные предприятия — РЖД, горно-обогатительные комбинаты, производители удобрений. Это означает, что эти покупатели ушли из внебиржевого крупно- и мелкооптового сегмента рынка и теперь приобретают дизтопливо на бирже, а это, в свою очередь, означает, что на биржевой рынок должны прийти дополнительные объемы дизеля.
В настоящий момент все еще идет дискуссия относительно нормативов совместного приказа, но ее пора завершать. Причем можно рассмотреть вариант формирования индекса биржевого рынка на зимнее дизельное топливо исходя из ликвидности или неликвидности. В моем понимании ключ к решению этого вопроса заключается в дифференциации нормативов на летний, зимний и межсезонный дизель.
«НиК»: Можно ли сегодня говорить о том, что биржевые индексы репрезентативны и отражают реальную ценовую конъюнктуру на внутреннем рынке?
— По-моему, ответ очевиден. Сегодня биржа формирует около 400 биржевых и внебиржевых индексов, причем большинство из них указано в нормативных актах различного уровня и используется для установления тарифов, для определения размера обратного акциза, в качестве ценовых ориентиров при проведении тендеров при госзакупках. Когда мы определяем выпадающие доходы каких-либо компаний в целях бюджетного субсидирования, мы тоже ориентируемся на соответствующие биржевые индексы.
Поэтому одной из ключевых задач на ближайшую перспективу я бы определил дальнейшее внедрение применения биржевых индексов не только в антимонопольной сфере, но и других сегментах регулирования.
Что касается прикладных задач на 2020 г., то я бы выделил необходимость формирования более прозрачных индексов на авиационный керосин, так как те индексы, которые применяются сейчас в биржевой торговле, сложно применять при формировании контрактов для перевозчиков гражданской авиации, поскольку есть покупатели, которые приобретают авиакеросин не для заправки воздушных судов, а для иных целей. Кроме того, если, например, взять Московский авиаузел, то здесь присутствует один продавец — компания ЛУКОЙЛ, и нам сложно выстраивать ценообразование всего рынка на основании сделок одной компании. Поэтому задача следующего года — формирование индекса на авиационный керосин в центрах потребления, крупных аэропортах. Для этого необходимо провести корректировку системы регистрации внебиржевых сделок, снизить лот до 5 тонн и в каждом крупном аэропорту создать региональные внебиржевые индексы, которые можно положить в основу формулы для определения цены вплоть до заправки в крыло.
Еще одна задача следующего года касается рынка СУГ. Мы должны усовершенствовать систему ценообразования. Сегодня цены привязаны к индексу Урала и Сибири, но все-таки с точки зрения формирования ликвидности у нас фактически есть две основные точки — это Сургут и Пермь.
Поэтому именно в этих центрах и необходимо формировать индексы, увеличивая ликвидность торгов и совершенствуя систему ценообразования.
Среди задач на следующий год также хотел бы выделить задачу по развитию мелкооптового рынка, формированию индикатора на судовое маловязкое топливо и битум — до конца года мы ожидаем утверждения соответствующих поправок в постановления правительства.
«НиК»: Каких еще изменений нормативной правовой базы стоит ожидать в следующем году?
— Прежде всего, хочу отметить уже произошедшие в этом году изменения, закрепленные постановлением правительства, которое распространяет требования о регулярности и равномерности на все виды биржевого товара помимо нефти и нефтепродуктов. В следующем году мы планируем подготовить изменения в постановление правительства № 623, которые касаются необходимости регистрации на бирже мелкооптовых сделок. У нас в планах — завершение разработки и принятие подзаконных актов, связанных с последними изменениями Налогового кодекса. Могу сразу сказать, что вне зависимости от сроков принятия этих изменений они будут распространять свое действие на отношения, которые возникли с 1 июля 2019 года.
Кроме того, будут вноситься изменения в приказы по расчету цен для определения возвратного акциза на авиационный керосин по так называемому дальневосточному демпферу, а также завершим проработку вопроса о субсидировании железнодорожных перевозок нефтепродуктов в регионы ДФО.
Планируется внесение изменений в постановление правительства № 1720, регламентирующее биржевые продажи в целях определения возвратного акциза — изменения будут касаться возможности засчитывать продажи для определения возвратного акциза не только налогоплательщикам, но и внутригрупповым предприятиям, что сделает процесс биржевых торгов для ряда компаний более удобным. Необходимо также решить вопрос о параметрах регулярности и равномерности биржевых продаж и закрепить это решение в постановлении правительства, хотя на данный момент единого мнения у регуляторов и участников рынка на этот вопрос пока нет.
Срочный рынок — еще одно ключевое направление на 2020 год. Хотя мы говорим о том, что он достаточно неплохо развивается, необходимо продолжить работу над развитием спроса и формированием новых инструментов. Я склонен полагать, что основной этап — осознание необходимости формирования и развития этого рынка — мы уже прошли.
И, конечно, крайне важной задачей является запуск работы оператора товарных поставок на базе РЖД.
Что касается рынка газа, то здесь спектр нормативно-правовых изменений будет шире, чем на рынке нефтепродуктов — прежде всего, в части регулирования рынка природного газа.
Планируется дальнейшее совершенствование правил поставки газа, разработка и принятие правил недискриминационного доступа к магистральным сетям и сетям низкого давления, будут внесены изменения в стандарты раскрытия информации, методики расчета стоимости транспортных услуг, в правила подключения — все эти поправки находятся на финальной стадии разработки, некоторые уже внесены в правительство, часть ожидает внесения.
«НиК»: Нужны ли на ваш взгляд дополнительные полномочия ФАС для более эффективного регулирования товарного рынка? И есть ли необходимость в перераспределении полномочий между ФАС и Банком России?
— Хочу подчеркнуть, что у ФАС нет цели получить какие-либо суперполномочия. Что же касается взаимодействия с ЦБ, то оно происходит эффективно и с полным взаимопониманием и речь в данном случае идет не о перераспределении, а, скорее, о разграничении зон ответственности, поскольку биржевой товарный рынок, который формируется в России, по-своему уникален.
Развитие биржевого рынка в других странах идет по модели развития срочных рынков, что подразумевает массовость сделок и наличие спекуляций, поэтому вопросы, связанные с манипулированием на этих рынках, лежат в плоскости финансовых регуляторов — также, как и на российском рынке. А вот спотовый рынок, который формируется на СПбМТСБ, крайне тяжело администрируется по методикам финансового рынка. Это означает, что государство в данном случае не может эффективно препятствовать манипулированию на рынке наличного товара. Поэтому наша задача заключается во внесении изменений в законодательство с тем, чтобы товарные рынки были под патронатом антимонопольного регулятора — для этого была создана совместная рабочая группа с Банком России. Мы уверены, что наша работа с Банком России в плане усовершенствования организованных торгов будет столь же эффективно продолжена и в 2020 году в рамках работы биржевого комитета и иных форм взаимодействия с участниками рынка.
Беседовал Владимир Бобылев