Posted 7 ноября 2019, 13:47
Published 7 ноября 2019, 13:47
Modified 16 августа 2022, 21:47
Updated 16 августа 2022, 21:47
Нефтегазовая отрасль не спасла от кризиса Венесуэлу. На очереди — Эквадор, где идеи Ленина не смогли вытащить из кризиса ни нефтегазовую отрасль страны, ни ее экономику
В начале октября Эквадор заявил, что выходит из состава Организации стран — экспортеров нефти с 1 января следующего года в связи с финансовыми проблемами. Что случилось, что вообще происходит в Эквадоре и чем его уход грозит ОПЕК?
В начале октября в Эквадоре вспыхнули протесты после того, как президент страны Ленин Морено подписал указ, отменяющий действующие в течение 40 лет государственные субсидии на топливо, чтобы сократить дефицит бюджета по условиям кредита МВФ. Такое решение вызвало резкий рост цен на топливо, в связи с чем и начались протесты, массовые беспорядки, забастовки транспортников и коренного населения.
В Эквадоре было объявлено чрезвычайное положение, однако Ленин Морено не спешил удовлетворять требования недовольных, называя твердым решение об отмене субсидий.
Позже стало известно о захвате протестующими трех месторождений государственной Petroamazonas, в результате чего потери производства составили 165 тыс. баррелей в день. В дальнейшем было объявлено о захвате пяти месторождений.
Еще через несколько дней была остановлена Трансэквадорская система нефтепроводов. Причина проста: снижение добычи после захвата месторождений привело к тому, что трубопровод просто стало нечем заполнять. По состоянию на 9 октября объем недобытой нефти составил 230 тыс. баррелей. Позже был остановлен самый крупный в стране медный рудник Mirador китайского консорциума CRCC-Tongguan.
Перекрытие дорог привело к нарушениям снабжения топливом ряда регионов, появились сообщения о многочисленных грабежах, остановке учебы в школах и университетах, работы парламента и эвакуации правительства из Кито в город Гуаякиль. Что интересно, прибрежный город Гуаякиль, экономическая столица страны, открыто поддержал Морено, выступив с критикой коренного населения и индейского Кито, то есть речь идет в какой-то степени и о межрегиональном конфликте.
Через 9 дней стычек с полицией с применением слезоточивого газа Морено согласился на диалог с протестующими, а позже признал свое поражение и пообещал пересмотреть указ о субсидиях, вызвавший рост цен на топливо.
После переговоров с представителями коренного населения власти аннулировали указ, пообещав представить новый. По последним данным, в результате протестов в стране погибло 7 человек, пострадало более 2000.
В середине октября вдруг стало известно и о возможном «российском следе» в деле о протестах в Эквадоре. По данным главы МВФ, часть сообщений с критикой правительства южноамериканской страны в соцсетях во время протестов отправлялась с российских IP-адресов. Причем глава МВД Эквадора назвала протесты попыткой переворота, отметив, что все происходило по «военному сценарию».
Добыча нефти до сих пор не восстановлена, поскольку при захвате объектов было повреждено оборудование, электросети и прочая инфраструктура, а также похищены некоторые материалы. Минэнерго страны пока не может прогнозировать сроки восстановления производства.
Не слишком позитивно настроены и эксперты. Проблема сокращения расходов и роста доходов Эквадора остается нерешенной, и пока сложно предположить, как именно Морено попытается добиться выполнения требований фонда, удастся ли ему справиться с политическим кризисом в стране и при этом удержать власть в своих руках. Пока же СМИ сообщают о потерях бизнеса из-за протестов в размере $2 млрд.
Что же означает для ОПЕК выход Эквадора из Организации? Скажем честно — по сути, отряд может и не заметить потери бойца.
Эквадор — самый маленький член Организации, обеспечивающий менее 2% общей добычи ОПЕК.
Да и с выполнением им обязательств по квоте не все так просто: по данным S&P Global Platts, в августе производство Эквадора составляло 530 тыс. баррелей в сутки, что на 22 тыс. баррелей в сутки превышает установленную ОПЕК квоту.
Кроме того, это не первый выход Эквадора из ОПЕК: в 1992 г. латиноамериканское государство уже приостанавливало членство в организации и вернулось в нее лишь в 2007 г.
Как объяснило Министерство природных ресурсов Эквадора, решение о выходе связано с «внутренними проблемами, связанными с устойчивостью бюджета» на фоне намерения властей страны по сокращению внешних расходов. При этом Эквадор обещает сохранить тесные связи с другими членами ОПЕК и поддерживать все усилия, направленные на стабилизацию нефтяных рынков.
О решении покинуть ОПЕК власти страны объявили незадолго до представления в парламенте пакета реформ, которые Эквадору необходимо принять для получения кредита от МВФ на $4,2 млрд.
Все просто: страна в долгах, в рамках кредитования МВФ ей необходимо выполнить ряд требований фонда по сокращению долга и переходу к профициту бюджета вместо нынешнего дефицита. Для этого нужно сократить расходы и увеличить доходы, а нефть является важнейшим источником поступлений для Эквадора.
ОПЕК, впрочем, уже признала, что решение Эквадора стало для нее полной неожиданностью. Хотя это не первый исход членов Организации в этом году: ранее ее покинул Катар, который намерен сосредоточиться на добыче газа и производстве СПГ.
Но Эквадору сейчас гораздо важнее нарастить добычу, а, следовательно, и нефтяные доходы, чтобы решить долговые проблемы. Удастся ли ему это?
Государство делает ставку на свой крупнейший нефтяной блок ITT (Ishpingo, Tiputini, Tambococha), пытаясь увеличить производство за счет бурения новых скважин. По последним данным, добыча на ITT достигла 82,658 тыс. баррелей в сутки, что позволило блоку стать крупнейшим в стране. Petroamazonas рассчитывает, что в 2020 г. добыча на блоке принесет стране более $600 млн при цене нефти $57 за баррель.
Впрочем, пока нефтяники несут убытки на фоне многочисленных протестов и политического кризиса в стране. Несомненно, октябрьские протесты стали лишь одним из эпизодов в долгой борьбе коренных народов Эквадора и властей страны, которая уже стоила поста не одному президенту страны. Сможет ли Эквадор в политическом и экономическом кризисе справиться с задачей роста добычи нефти и доходов от ее продажи, прогнозировать крайне сложно: все сейчас зависит от действий Морено.
Елена Карьгина