Posted 18 сентября 2019, 12:33
Published 18 сентября 2019, 12:33
Modified 15 сентября 2022, 20:24
Updated 15 сентября 2022, 20:24
Атака дронов на объекты подготовки нефти в Саудовской Аравии 14 сентября 2019 г. по своим последствиям может войти в историю как одна из самых сильных «встрясок» для мирового нефтяного рынка. Шутка ли, приостановлена добыча 5,7 млн баррелей нефти в сутки, что составляет половину добычи нефти в королевстве и почти 6% мировой добычи! При этом быстрого восстановления прежних объемов добычи нефти в Саудовской Аравии ждать не приходится. Ведь весь комплекс восстановительных работ на атакованных заводах по подготовке нефти в Апкайке и Хурайсе, по разным оценкам, может потребовать от нескольких недель до нескольких месяцев.
Эта ситуация уже «взорвала» нефтяной рынок, который отреагировал на нее рекордным разовым ростом цен. Так, цены на нефть на открытии первых после атаки торгов в понедельник, 16 сентября, выросли сразу на 20% до $71 за баррель, да и во вторник, 17 сентября, нефть торгуется на уровне $68 за баррель. И по-видимому, это отнюдь не предел для роста ценовых котировок, поскольку трейдеры ждут официальной информации от руководства Saudi Aramco относительно ожидаемых сроков восстановления добычи компании до привычных уровней. Напомню, что эта информация, согласно утверждениям компании, должна быть обнародована не позднее конца дня 17 сентября.
Однако уже сейчас можно прикинуть примерный спектр возможных кратко-, средне- и долгосрочных последствий этой атаки на мировой нефтяной рынок.
Начнем с цен.
Очевидно, в краткосрочной перспективе следует ожидать дальнейшего роста ценовых котировок.
Их предельный уровень которых будет зависеть от заявленных сроков восстановления поврежденных объектов, а также от предлагаемых Саудовской Аравией и Saudi Aramco мер по компенсации выпадающих объемов добычи за счет ввода в действие резервных мощностей по добыче нефти в стране (примерно 2 млн б/с), использования других схем подготовки нефти в обход поврежденных объектов нефтяной инфраструктуры в стране, использования коммерческих запасов нефти королевства. В случае если предложенные меры не удовлетворят рынок, мировые цены на нефть могут взлететь до $80–85 за баррель, но в любом случае они будут держаться выше $65 как минимум до конца октября 2019 г. Дальнейший рост цен будет зависеть от возможностей других игроков на рынке, в первую очередь США, по оперативному замещению выпадающих объемов саудовской добычи.
И здесь мы переходим к вопросу об ожидаемом переформатировании структуры мирового нефтяного рынка в среднесрочной перспективе, в результате которого США могут получить дополнительные возможности по наращиванию экспорта своей нефти, в первую очередь в страны АТР.
Напомню, что 2/3 поставок саудовской нефти ориентированы именно на этот регион. Здесь следует отметить, что нефть крупнейшего саудовского месторождения Гавар, которая поступала на завод по подготовке нефти в Абкайке, да и нефть самого месторождения Абкайк относится к легким сортам Arabian Light и Arab Extra Light, что делает возможным ее замещение легкой американской сланцевой нефтью.
Вместе с тем в долгосрочной перспективе не следует ожидать, что эта атака приведет к значительным изменениям ситуации на мировом рынке нефти.
Так, к концу 2019 г. большинство ведущих энергетических агентств (МЭА, ОПЕК и др.) прогнозируют, что глобальное предложение нефти, даже несмотря на выполнение обязательств по сокращению добычи странами ОПЕК+, превысит спрос на 0,6–0,8 млн б/с, а мировой спрос будет сокращаться вследствие «торможения» мировой экономики на фоне продолжающейся торговой войны Китая и США. Накопленные коммерческие запасы нефти в странах ОЭСР вернулись на уровень 2017 г. и до последнего времени устойчиво росли. Наконец, к концу 2019 г. ожидается ввод в эксплуатацию дополнительной нефтепроводной инфраструктуры в США, которая позволит резко (более чем на 2 млн б/с) нарастить поставки нефти из бассейна Пермиан на большинство экспортных рынков.
Таким образом, вероятность дальнейшего роста мировых цен на нефть и возникновения устойчивого дефицита нефти в долгосрочной перспективе мала, даже если предположить, что Саудовская Аравия не сумеет быстро справиться с возникшей форс-мажорной ситуацией.
Однако эта «встряска» мирового нефтяного рынка еще раз показала, что нефть по-прежнему является не только важнейшим энергетическим ресурсом планеты, но и ключевым индикатором «здоровья» мировой экономической системы. И время нефти еще не ушло…