Москва и Минск готовятся к большему экономическому сближению. Пресс-секретарь премьер-министра Белоруссии Александр Исаев сообщил, что проект программы действий по интеграции с Россией передали Александру Лукашенко для дальнейшего одобрения. В предлагаемой программе, разработанной белорусской стороной, нет вопросов политического характера, но заложена концепция, подразумевающая реализацию принципа «две страны — один рынок», в том числе и нефтегазовый. Насколько она устроит Россию — неизвестно, поскольку после завершения налогового маневра Москва не склонна продавать Минску нефть по внутренним ценам.
Стоит отметить, что на прошедших летом 2019 года переговорах президентов России и Белоруссии было принято решение к 1 ноября разработать около 30 дорожных карт по интеграции в различных сферах, к середине 2020 г. — унифицированное законодательство, а с 2021 г. запустить на единых правилах нефтегазовый, промышленный, сельскохозяйственный и транспортный рынок. Лукашенко предложил снять все спорные вопросы и подготовить программу действий до 8 декабря 2019 г.
На этом положительном фоне — видимо, для некоторого «ускорения» обсуждения вопросов экономической интеграции — Белоруссия стала налаживать отношения с США.
В частности, в конце августа Минск посетил советник президента по нацбезопасности президента Соединенных Штатов Джон Болтон. После визита «Белоруснефть» сообщила о консультациях с американскими специалистами по нефтедобыче из нетрадиционных залежей. Кроме того, вновь стала обсуждаться идея покупки Белоруссией американской нефти и, возможно, газа. Не стоит забывать и о совещании 31 августа в Варшаве секретарей советов безопасности Польши, Украины, Белоруссии и США. На нем, как сообщили в аппарате Совбеза Белоруссии, главной темой обсуждения стала энергетическая безопасность, то есть требование Вашингтона отказаться от российских нефти и газа в пользу американских энергоносителей.
Все это было бы не очень интересно Москве (Вашингтон давно не скрывает свой агрессивный торговый протекционизм), если бы не транзитный нефтепровод «Дружба», по которому осуществляется порядка 20% экспортных поставок российской нефти.
Белоруссия, Украина и Польша в данном случае страны-транзитеры — у них есть рычаг давления на Россию.
Здесь стоить напомнить, что последствия попадания в нефтепровод «Дружба» в апреле 2019 г. загрязненной хлорорганикой нефти России придется расхлебывать еще долго. 1 сентября Белоруссия в рамках ранее достигнутых договоренностей с РФ уже повысила тариф на транспортировку нефти по белорусскому участку «Дружбы» на 3,7%. Это было сделано с целью частичной компенсации недополученной выручки ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Огромный ущерб происшествие нанесло российским компаниям, которые, кроме финансовых потерь, понесли еще и репутационные. При этом пока существуют только предположения, каким образом в трубопроводную систему могло попасть сразу 5 млн т загрязненного сырья, списать это ЧП на простое разгильдяйство сложно.
Отраслевые эксперты напоминают, что российский нефтяной экспорт пусть и не критически, но серьезно зависит от «Дружбы». Но пока они не видят серьезных поводов для беспокойства из-за контактов белорусского руководства с США, поскольку очевидно, что ни по экономическим, ни по политическим причинам Минск не сможет отвернуться от России. Нынешний режим Белоруссии никому на Западе не нужен. И пример Виктора Януковича, заигравшегося с продажей украинской ГТС западным партнерам, весьма показателен. Что же касается закупок американской или какой-то другой нефти, то в любом случае они обойдутся Минску дороже, чем российское черное золото.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин в интервью «НиК» отметил, что энергетические вопросы, возникающие между Россией и Белоруссией, упираются в переговоры по транзиту нефти и вопросы продажи газа.
«Тем не менее Россия и Белоруссия всегда находят решения спорных вопросов. Наши страны двигаются в сторону все большей интеграции»,
— указал эксперт.
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов заметил, что Минск не впервые демонстрирует заинтересованность в западных партнерах, что происходит всякий раз, когда белорусская сторона хочет получить преференции — например, низкую цену на газ или беспошлинные поставки нефти.
«Если Москва не соглашалась на такие условия, тут же появлялись заявления примерно такого характера: мы можем отказаться от сотрудничества с Россией, США разместят на нашей территории свою военную базу, а вы получите враждебное государство. Но постепенно стороны находили компромисс и все урегулировалось», — пояснил эксперт в интервью «НиК».
Он отметил, что другую нефть на постоянной основе Белоруссия покупать не в состоянии, поэтому она вряд ли будет заоблачно задирать тариф на транзит российского сырья.
«Они тариф вначале повысят, чтобы была возможность торга»,
— считает Правосудов.
По его словам, американцам тоже надо показывать, что они готовы работать со всеми, кто против России.
«Лукашенко и его окружение прекрасно понимают, что они никому не нужны. Поведение руководства Белоруссии — это торг о плате за лояльность. И спор идет о копейках. Он не стоит резких политических шагов как со стороны России, так и со стороны Белоруссии», — заявил эксперт.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев напомнил, что все страны постсоветского пространства пытаются найти решение своих экономических проблем.
«Ищет Казахстан, Узбекистан и Армения. Но то, что Лукашенко стал искать решение на Западе, является знаком, что он не может для себя найти приемлемое решение на Востоке.
И я не уверен, что в этом виновата наша страна, просто у белорусского лидера слишком потребительское отношение к России.
Хотя экономика Белоруссии несамостоятельна. Она может существовать, пока Россия либо напрямую дает дотации, либо поставляет дешевую нефть и газ», — указал эксперт.
По его мнению, Минску не стоит рассчитывать на США.
«Соединенные Штаты при Трампе кормить никого не будут. Нынешний американский президент использует другую технологию. Это предыдущие лидеры США вне зависимости от партийной принадлежности исходили из того, что главная задача Америки — политическое и идеологическое доминирование, за которое надо платить. Главный вопрос Трампа — а что я с этого буду иметь? Он может с радостью заплатить только за перекрытие „Дружбы“, чтобы подготовить европейские рынки для американской нефти.
Белорусы и украинцы в данной ситуации нужны только в качестве задвижки»,
— заявил Журавлев.
В то же время эксперт отметил, что главным потребителем российской нефти является ФРГ, поэтому все проблемы с транзитом должно решать новое правительство Германии.
«Пусть у них голова болит. И в случае возникновения каких-то проблем Берлин не будет возиться с Киевом и Минском так, как мы с ними возимся», — считает Журавлев.
Руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев заметил, что Россия сильно зависит от нефтепровода «Дружба», но он не рассчитывает, что в Белоруссии будет сланцевая добыча.
«Минск может поторговаться, но принципиально ничего не изменится. Лукашенко пытался покупать нефть у Венесуэлы и других экспортеров, но я думаю, что все останется как есть», — предположил аналитик.
Екатерина Вадимова