В среднесрочной перспективе объемы нефтепереработки в России могут возрасти при условии, что цена нефти не опустится ниже $60 за баррель. Это связано с тем, что при таком уровне цен все российские нефтеперерабатывающие кластеры демонстрируют позитивную маржу.
Поскольку внутренний спрос на нефтепродукты остается стабильным, рост сегмента downstream приведет к увеличению загрузки российских экспортных терминалов.
За последние 5 лет объемы нефтепереработки в стране были относительно стабильны — на уровне 218–219 млн т в год. Однако структура отрасли изменилась: существенно возросла доля дизельного топлива, бензина и легких дистиллятов, тогда как производство мазута за 3 последних года упало на четверть. В связи с этим российские экспортные терминалы переходят от перевалки темных нефтепродуктов к работе со светлыми.
Одновременно в стране реализуется ряд проектов модернизации и расширения мощностей по перевалке нефтепродуктов. Новороссийск, который долгое время был главным российским нефтепортом, в последние годы сокращал перевалку нефти — как из-за конкуренции с ближневосточными производителями, так и по причине ухода части объемов на другие направления. Перспективы новороссийского нефтепорта связаны в первую очередь с нефтепродуктами. Ключевой проект в этой сфере — расширение терминала «Шесхарис», в который уже инвестировано 13 млрд руб. Терминал, в 2014 г. отгрузивший 7 млн т нефтепродуктов, после завершения расширения к 2020 г. увеличит мощности до 20 млн т в год.
С 2018 г. Новороссийск получил возможность принимать по трубопроводу до 6 млн т в год дизельного топлива стандарта Евро-5 с Волгоградского НПЗ. В 2025 г. «Транснефть» намерена завершить второй этап проекта «Юг». Это позволит подключить к продуктопроводу Волгоград — Новороссийск самарские и ряд независимых НПЗ, если к этому времени они начнут производство дизтоплива Евро-5.
На северо-западном направлении российские терминалы также меняют структуру перевалки и расширяют перевалочные мощности.
Так, за последние 4 года «Транснефть» инвестировала почти 2 млрд руб. в расширение порта Приморск, который теперь может ежегодно отгружать до 25 млн т дизельного топлива Евро- 5. Основные объемы этой продукции поступают в порт с Ярославского, Киришского и Нижегородского НПЗ.
«Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ), ранее потерявший часть объемов из-за их ухода в соседнюю Усть-Лугу, хочет увеличить свою долю на рынке. В 2019–2020 гг. ПНТ намерен вложить 1 млрд руб. в расширение мощностей на 10%, что позволит ему нарастить перевалку бензина и дизтоплива до 10 млн т в год.
Если в начале 2000-х гг. большая часть российской нефти и нефтепродуктов экспортировалась через Вентспилс, Ригу и Таллин, то сегодня, благодаря созданию в России новых трубопроводных и перевалочных мощностей, основные объемы этой продукции отгружаются через порты Ленинградской области. В 2018 г. российские терминалы на Балтике (Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Высоцк и Калининград) перевалили в общей сложности 66 млн т нефтегрузов. Сегодня порты стран Балтии еще работают с российскими нефтепродуктами, но к 2020 г. их экспорт через это направление должен полностью прекратиться.