Posted 15 июля 2019, 08:08
Published 15 июля 2019, 08:08
Modified 15 сентября 2022, 20:23
Updated 15 сентября 2022, 20:23
По оценкам экспертов, геологоразведка и нефтедобыча в России на 60-80% зависит от импорта программного обеспечения и автоматизированных систем управления технологическими процессами (ПО и АСУ ТП). Особенно сильна импортозависимость в ПО для интерпретации 3D-сейсмики, геологического и гидродинамического моделирования, телеметрии и т. п.
Возможное ужесточение санкций несет риски прежде всего для высокотехнологичной геологоразведки и бурения на ТРИЗ и шельфе.
В итоге к 2035 г. под угрозой могут оказаться 50-70 млн т годовой добычи. При текущих ценах и структуре налоговых льгот это 0,8-1,1 трлн руб. выпадающих доходов бюджета РФ в год.
В 2018 г. доля льготируемой добычи нефти составила 49% от общей добычи в России. Было предоставлено льгот по НДПИ на 1 трлн руб., в основном по выработанным месторождениям, гринфилдам и ТРИЗ. Однако до последнего времени не оценивалось влияние льгот на дополнительную добычу, доходы бюджета и инвестиции в отрасль. Первая попытка такой оценки осуществляется в рамках инвентаризации запасов и дифференциации налоговых льгот, проводимых в соответствии с поручением премьер-министра Дмитрия Медведева.
Для анализа эффективности большинства льгот необходимо оценивать экономику месторождения на уровне отдельных скважин. Как показывает практика, компании и государство к этому не готовы из-за отсутствия как ежегодной актуализации данных, так ПО для поскважинной оценки экономики.
В России срок утверждения проектных документов на разработку месторождения составляет до 90 дней. Однако из-за отсутствия соответствующего программного обеспечения и низкой компетенции некоторых подрядчиков подготовка самого документа может занимать от года до полутора лет. Как результат — растет стоимость услуг, тормозятся сроки проектов, а у государства нет актуальных данных о состоянии разработки и экономике месторождений.
Кроме того, сегодня у государства нет оперативной информации о движении рентабельных запасов при изменении экономических условий добычи.
На государственную экспертизу запасов углеводородного сырья данные по месторождениям представляются в среднем раз в 3-5 лет по мере получения и обобщения новых знаний о геологии и разработке. Между тем для получения актуальной информации о величине рентабельных запасов необходима их ежегодная оценка.
В нашей стране на сегодняшний день работают около 155 тыс. нефтяных скважин, ежегодно бурятся около 10 тыс. новых скважин. Чтобы принимать стратегические решения, нефтегазовой отрасли требуется всесторонняя оценка — от взаимного влияния этого огромного количества скважин, увязанных в гидродинамические модели, до эффекта для бюджета и народного хозяйства в целом.
Первый серьезный шаг в формировании информационной обеспеченности отрасли сделан. В России разработан программный комплекс, позволяющий оценивать рентабельно извлекаемые запасы, анализировать экономику разработки месторождений на уровне скважин и в том числе оценивать эффективность налоговых льгот. Новый программный продукт может быть использован при проведении государственной экспертизы запасов и подготовке проектных документов и бизнес-планов, ежегодной оценке запасов, а также при создании цифровых моделей (двойников) месторождений.