Нефтепереработка «ушла» в ремонт

9 июля 2019, 12:41
В мае падение объемов переработки нефти в России стало рекордным

Российская нефтепереработка обновила антирекорд за 5 лет — в мае 2019 г. ежесуточно в стране перерабатывали меньше всего «черного золота». И хотя в официальных сообщениях снижение показателей объясняется ремонтом НПЗ, до налогового маневра, несмотря на все реконструкции заводов, производство нефтепродуктов в России так низко еще не опускалась.

По данным информационно-аналитического центра «Кортес» со ссылкой на данные ЦДУ ТЭК, объем первичной переработки нефти и газового конденсата на российских НПЗ в мае сократился на 2,59% к уровню апреля (на 18,851 тыс. т в сутки, составив 22,002 млн т.

«Уровень переработки нефтяного сырья на НПЗ РФ в мае в посуточном выражении оказался наименьшим за последние 5 лет.

Снижение переработки в мае обусловлено рекордно высоким значением выбывающих мощностей — 5,518 млн т»,

— отмечается в сообщении.

Поясняется, что существенную долю снижения объемов переработки в мае обеспечил Ачинский НПЗ «Роснефти» — минус 18,531 тыс. т в сутки, полностью останавливавший все процессы для капитального ремонта. Резко снизил объемы производства завод «Ярославнефтеоргсинтез» «Славнефти» (минус 10,411 тыс. т в сутки) и Уфимский НПЗ «Башнефти» (минус 8,813 тыс. т в сутки).

Не стоит забывать, что в начале мая были прекращены поставки с крупнейшего независимого НПЗ в России — Антипинского. Предприятие мощностью 9 млн т нефти в год находится в процедуре банкротства. Долг компании, управлявшей заводом, составляет $5 млрд, из них $3 млрд– Сбербанку. Как пишут СМИ, новый собственник предприятия, азербайджанская Socar, собирается запустить завод по давальческой схеме с 20 июля, но пока это только планы.

Ситуация в российской нефтепереработке остается тяжелой. Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев считает, что сокращение нефтепереработки — это неизбежный результат, связанный с тем, что с 1 января 2019 г. все нефтеперерабатывающие заводы России без исключения стали убыточны.

«Регулировать рынок при помощи фиксирования цен и одновременного повышения налогов невозможно. Такая экономическая политика неизбежно приводит к убыткам всех участников рынка, и в конечном итоге к свертыванию самого рынка. Тем не менее, пока административными мерами рынок стараются поддерживать, так как большая часть НПЗ принадлежит вертикально интегрированным кампаниям, контролируемым государством. Поэтому процесс спада нефтепереработки идет достаточно медленно, но это естественный процесс, который будет идти пока не нормализуется экономическая ситуация для сектора нефтепереработки», — заявил эксперт в интервью «НиК».

При этом он отметил, что пока заметна только верхушка айсберга.

«Процессы, которые сейчас охватили нефтепереработку, пугающие. Сокращаются объемы производства нефтепродуктов, поскольку продавать топливо становится невыгодно.

Полностью остановлены планы строительства новых мощностей, сведена к минимуму программа реконструкции заводов. На НПЗ завершаются те работы, которые уже были начаты и оплачены ранее. И делается это только для того, чтобы не нарушать технологические процессы»,

— рассказал Танкаев.

Он считает, что ошибки, допущенные правительством с первого января 2019 г., будут иметь очень долговременные последствия.

«Последствия действий господина Козака и остальных членов правительства, содействовавших повышению налогов и увеличению акцизов на бензин и дизельное топливо, будут „расхлебывать“ их преемники. Нефтеперерабатывающей промышленности, чтобы прийти в себя, потребуется примерно 5 лет», — указал Танкаев.

Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов пока не столько критично относится к положению дел в отрасли. По его мнению, любые экономические выводы о состоянии отрасли можно будет делать не раньше сентября, октября.

«Традиционно ремонты стараются приурочить к теплому времени года.

Поэтому сейчас, наблюдая за показателями индустрии, вычленить, какие снижения обусловлены действительно ремонтами, а какие факторами спроса предложения, совершенно невозможно.

Поэтому мне кажется, что в настоящее время чисто сезонный фактор вполне объясняет снижение показателей», — заметил эксперт.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин также отметил, что май сложный месяц для сектора нефтепереработки, он связан с повышением цен в оптовом сегменте.

«Я допускаю, что это связно с ремонтами. В июле закончилось соглашение компаний с правительством по сдерживанию цен на топливо, и надо ждать, как отреагирует рынок на этот фактор. Сами ремонты — это также один из факторов роста цен», — пояснил эксперт в интервью «НиК».

Екатерина Вадимова

#Цены на бензин и дизельное топливо #Налоги #НПЗ #Бензин #Аналитика #Ремонт #Нефтепереработка #Внутренний рынок #Екатерина Вадимова #Поставки топлива
Подпишитесь