Posted 15 марта 2019, 17:59
Published 15 марта 2019, 17:59
Modified 15 сентября 2022, 20:21
Updated 15 сентября 2022, 20:21
Прошедшая неделя принесла много заявлений, касающихся перспектив развития газовой отрасли России. Причем как в отношении экспорта российского голубого топлива, так и по вопросам газификации регионов страны.
Вполне естественно, что в прошедшие дни американские политики продолжили свои угрозы в отношении «Северного потока — 2». Самая значительная из них касалась введения очередных санкций, которые могут затронуть европейские компании, участвующие в реализации проекта.
«Мы говорили в прошлом и говорим вновь публично, что компании, которые ведут бизнес с этим трубопроводом, находятся под риском наших санкций»,
— сообщил первый замминистра энергетики США Дэн Бруиллетт. Он уточнил, что это решение будет принимать Госдеп и в конечном счете президент США Дональд Трамп, а не Минэнерго Соединенных Штатов.
Министр энергетики США Рик Перри пошел еще дальше, обвинив ЕС в том, что он увеличивает потребление газа в угоду РФ.
«Увы, изменения, приводящие к росту потребления газа в Европе, могут непредумышленно исполнять российские цели», — заявил он. Газопроводы «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», по его мнению, являются инструментами пагубного влияния России.
Впрочем, ранее европейский бизнес, участвующий в реализации «Северного потока — 2», в очередной раз дал понять, что строительство санкциями уже не остановить.
«Что касается «Северного потока — 2», то сейчас мы работаем в соответствии с четким руководством от OFAC… Финансирование проекта осуществляется на основе соглашений, которые были заключены до того, как какое-либо санкционное законодательство вступило в силу в США.
Но в случае сценария серьезных изменений в ситуации, будь то изменение позиции OFAC или введение новых санкций, по сути дела, это может помешать нам продолжать финансировать проект, но… мы не будем волноваться за сам проект, что он не будет завершен. Россия в этом плане все четко дала понять, ну и учитывая ту значительную часть финансирования, которая уже была направлена на проект», — сообщил топ-менеджер компании Uniper, которая является одним из партнеров «Газпрома» по проекту.
Глава Shell Бен ван Берден, в свою очередь, высказал мнение о том, что Россия может выйти на первое место в мире по добыче природного газа.
«Миру нужно больше природного газа для удовлетворения растущих потребностей в энергии для того, чтобы дополнять возобновляемые источники и вытеснять уголь из электрогенерации. Здесь у России огромные возможности. Россия уже является крупнейшим мировым экспортером природного газа и обладает крупнейшими в мире коммерческими запасами газа. Сегодня Россия занимает второе место в мире по производству природного газа, однако в состоянии выйти на первое», — написал ван Берден в статье для РИА Новости.
В настоящее время первое место в мире по добыче газа занимают США. В 2018 г. Соединенные Штаты добыли 861,5 млрд куб. м, Россия — 725 млрд куб. м. Поэтому отчаянные попытки американских политиков остановить российские газопроводы вполне объяснимы.
Сланцевому газу США жизненно необходимы новые рынки сбыта, и для решения этого вопроса, как говорится, все средства хороши.
Вместе с тем ни для кого не секрет, что для увеличения добычи газа России важно развивать не только экспортное направление, но и газификацию собственных регионов. 12 марта на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что полностью завершить газификацию России планируется максимум за 10 лет.
«Мы на 1 января 2019 г. имеем показатель газификации в среднем по стране 68,6%. В городе — 71,3%, на селе — 59,4%», — заявил Миллер. Он отметил, что при более активной работе властей регионов, которые отвечают за строительство газовых сетей внутри населенных пунктов, уровень газификации на селе уже сейчас можно было бы довести до 65%.
«В любом случае есть также понимание, что в течение десяти лет максимум мы можем выйти на такой уровень газификации, который бы позволил сказать, что этот вопрос в Российской Федерации полностью решен», — сообщил глава «Газпрома».
Отметим, что развитие межпоселковых газопроводов, а также подключение к газовым сетям потребителей является одной из наиболее болезненных тем российской газовой отрасли.
Далеко не все населенные пункты имеют первичную газификацию, а подключение к газовой инфраструктуре рядовых потребителей стоит неоправданно дорого. Однако эксперты, опрошенные «НиК», отмечают, что, несмотря на все несовершенство современной системы газификации, эту работу продолжать необходимо, поскольку Россия — северная страна, а газ — самый эффективный способ отопления.
Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов напомнил, что большая часть потребления газа в России связана не с производством электричества, а именно с отоплением.
«КПД современных газовых котлов составляет порядка 95%. Электрокотлы примерно с таким же коэффициентом полезного действия. Но при производстве электроэнергии, то есть сжигании угля, газа или урана, КПД составляет порядка 30%. Использование электроэнергии для обогрева жилых помещений обойдется в 2-3 раза дороже, поэтому я против потребления электроэнергии в качестве отопления», — пояснил эксперт.
Он отметил, что задача газификации такой протяженной и северной страны, как Россия, достаточно сложная, но правильная.
«Хватит нас попрекать тем, что в соседней Европе процент газификации 80-100%, а в России в лучшем случае 60-70%, а то и меньше, особенно в Восточной Сибири, где есть громадные запасы природного газа, а люди до сих пор отапливают свои дома дровами и углем»,
— считает Анпилогов. По его словам, нужно развивать и газовую генерацию, но для этого все равно нужна первичная газификация.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев также согласился с тем, что газовое отопление должно быть более доступным для россиян, но при этом надо учитывать покупательную способность населения.
«Не получилось бы так, что газ станет дороже дров. В ряде регионов были случаи, когда люди сначала проводили газ, а потом от него отказывались из-за его дороговизны. Это вопрос расчета, который надо делать до строительства инфраструктуры, а не после. Смогут ли люди при их нынешнем доходе за этот газ платить. Нужно посчитать», — заявил эксперт в интервью «НиК».