Совместная работа Думы, Минфина и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи по освобождению иностранных участников срочного рынка от налогов по сделкам с производными инструментами близка к завершению, рассказал порталу «Нефть и Капитал» депутат Государственной Думы, глава Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Он считает, что снятие налогообложения сделок иностранных игроков на срочном рынке – что называется, «у источника» – будет способствовать повышению интереса нерезидентов к торгам нефтепродуктами в России. Также необходимо решить вопрос введения по таким сделкам понятия взаимозачета (сальдирования) прибылей и убытков, как это уже реализовано при операциях с ценными бумагами.
«НиК»: В ноябре 2018 г. на слушаниях в Госдуме, посвященных развитию биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами, Вы сказали, что закон об исключении двойного налогообложения иностранных трейдеров, работающих на отечественном рынке срочных контрактов, появится очень скоро. Следует ли нам ожидать его уже в 2019 г. и даже в ближайший месяц? Это будут прямые поправки в Налоговый кодекс?
– Речь идет о предложении по внесению изменений в главу 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Предлагается освободить доходы, получаемые иностранными организациями, которые ведут деятельность в Российской Федерации не через постоянные представительства, от налога на доходы от источников в России по биржевым производным финансовым инструментам.
Работа над этими поправками идет давно, и мы надеемся, что удастся внести соответствующий законопроект уже в весеннюю сессию.
В данном вопросе важна позиция Минфина, именно с ним ведутся согласительные процедуры.
«НиК»: Какова цена вопроса отмены уплаты налогов «у источника»? Сколько может потерять бюджет?
– Предлагаемая редакция изменений в Налоговый кодекс предполагает для иностранных организаций освобождение от налогов на доходы по обращающимся производным финансовым инструментам. Такое освобождение не предусмотрено для «неблагополучных» юрисдикций, то есть входящих в перечень, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации.
Учитывая, что с подавляющим большинством «благополучных» юрисдикций у России уже подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения, сколько-нибудь значимых потерь для бюджета от таких изменений не предвидится.
Тем более что сейчас подобных операций, ввиду существующих по действующему Налоговому кодексу рисков, крайне мало, соответственно, по этому источнику нет поступлений.
«НиК»: Какие аргументы приводите Вы как законодатель и биржа как организатор торгов, беседуя с Минфином о том, что не надо облагать иностранных участников рынка налогом в России? Аргументы, что, если налогообложение будет снято, это будет способствовать развитию рынка, притоку инвестиций и приходу в Россию иностранных игроков?
– Основная задача изменений в Налоговый кодекс – создать понятные и универсальные правила игры для участников биржевого рынка из других стран, потенциальных инвесторов в российские биржевые инструменты. Такие изменения позволят максимально упростить администрирование данного вида доходов, сделают российское налогообложение эквивалентным применяемым подходам в основных мировых биржевых юрисдикциях, например в Великобритании, США, Германии. Они создадут конкурентную с международной точки зрения налогообложения среду для проведения операций на российских биржевых площадках, послужат существенным стимулом для выхода иностранных компаний на российские организованные торги производными финансовыми и товарными инструментами.
«НиК»: Есть ли у вас есть аргументы, как можно компенсировать выпадающие доходы, даже если они незначительны?
– В части выпадающих доходов также стоит отметить, что повышение прозрачности налогообложения не столько приведет к потерям бюджета, сколько, напротив, дав стимул к увеличению оборотов на российских биржах и российских брокерских компаний, приведет к росту комиссионных доходов и, соответственно, увеличению налоговой базы по налогу на прибыль этих организаций.
«НиК»: Какова сейчас позиция Минфина? Какие аргументы в защиту своей позиции приводит министерство?
– Предлагаемый текст изменений в Налоговый кодекс является результатом долгой и конструктивной работы во взаимодействии со специалистами Минфина и, как мы надеемся, снимает все имевшиеся к предыдущим редакциям вопросы и опасения. Мы рассчитываем, что эти поправки будут ими поддержаны.
«НиК»: На днях глава Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи Алексей Рыбников сообщил, что нерезиденты, за исключением тех, кто зарегистрирован «уж в совсем-совсем диких офшорах», будут освобождены от уплаты налогов с операций с деривативами. Причем это касается не только товарных инструментов, но и всего срочного рынка, в том числе обращающихся на Московской бирже. О каких инструментах и «диких офшорах» идет речь?
– Имеется в виду список юрисдикций, включенных в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации.
Нерезиденты, за исключением тех, кто в сомнительных офшорах по списку Минфина, будут освобождены от уплаты налогов от операций с деривативами.
Сейчас вопрос решается так: те, кто реально хочет работать на рынке производных, работают на бирже через компании в такой юрисдикции, где у России заключен договор об избежании двойного налогообложения, например через Кипр. Но все равно это очень неудобно с точки зрения администрирования процесса.
Мы надеемся, что поставим точку в этом вопросе в ближайшее время.
«НиК»: Отмена налогов, на Ваш взгляд, будет способствовать приходу на наши биржи иностранных игроков? Или их сдерживают санкции, а не несовершенная система нашего налогообложения?
– Я считаю, что предлагаемая отмена налогов будет способствовать приходу на российский биржевой рынок нерезидентов.
Налоговая неэффективность и непредсказуемость налоговых практик могут убивать бизнес иностранных инвесторов намного сильнее, чем боязнь потенциальных санкций. Но, если инвесторы видят свою выгоду, они охотно приходят даже в условиях политических рисков, яркий пример тому – Китай.
«НиК»: Может быть, есть еще какие-то пожелания по изменению законодательства, которые вы обсуждаете с товарными биржами для развития организованного рынка нефти и газа в России? Иные инициативы в нефти и нефтепереработке, которые, возможно, обсуждаются с профильными комитетами Думы?
– Важнейшей задачей для российских энергоносителей, которые поставляются на мировые рынки, является формирование ценового эталона на российскую экспортную нефть.
Реализация этой задачи позволит создать собственный прозрачный биржевой механизм определения справедливой цены на нефть на основе биржевых фьючерсных контрактов, торгуемых на российской бирже, – как поставочных, так и финансовых. Это даст возможность отделить ценообразование на российскую нефть от привязки к иным ценовым эталонам, подверженным манипулированию и субъективным оценкам зарубежных ценовых агентств.
Успешно завершить работу в данном направлении возможно только в случае объединения усилий регуляторов – Банка России и Федеральной антимонопольной службы (ФАС), – российских нефтяных компаний, инфраструктуры и участников рынка.
Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации в части обеспечения возможности сальдирования финансового результата по операциям физических лиц с производными финансовыми и товарными инструментами, предусматривающими поставку товара, с финансовым результатом, полученным от продажи данного товара на организованных торгах.
Беседовала Елена Гостева