Заставить нельзя подчинить

4 февраля 2019, 19:07
KPI для руководителей нефтяных компаний как драйвер развития биржевой торговли

Сергей Швецов, первый заместитель председателя Центрального Банка России, предложил стимулировать торговлю нефтью и нефтепродуктами на бирже через KPI (ключевые показатели эффективности) руководителей нефтяных компаний. Эксперты неоднозначно оценивают эффективность этой идеи.

Предлагая подумать, как «заставить руководителей нефтяных компаний содействовать развитию биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами», Швецов провел аналогию с кредитованием малого бизнеса: «Вставили в KPI руководителям крупнейших банков, и как-то они стали больше кредитовать малый и средний бизнес...»

«Безусловно, учитывая специфику российской экономики, без воли государства на самом высоком уровне крупный российский бизнес будет следовать исключительно своим коммерческим интересам.

В России эти интересы не всегда совпадают с государственными, несмотря на то, что доля государства в таких предприятиях может быть очень высока. Поэтому властям, безусловно, нужно «подправлять» правила игры, но при этом не забывать о том, что рынок требует эффективности»,

— комментирует идею с KPI Антон Быков, главный аналитик «Центра аналитики и финансовых технологий».

По его мнению, в случае с нефтяниками можно с высокой уверенностью говорить, что для них интересно развитие бенчмарка на марку нефти Urals, поэтому вмешательства государства здесь, вероятно, не потребуется. Чего нельзя сказать о российском рынке нефтепродуктов — здесь элементы ручного управления, скорее всего, долгое время будут необходимы.

Денис Лисицын, ведущий экономист компании «ФинИст», считает, что предложение по введению KPI для улучшения развития биржевой торговли — дело полезное и нужное, особенно если касается руководства нефтяных компаний.

«Любой KPI должен быть замотивирован. Я предполагаю, что во всех нефтяных компаниях давно внедрена прогрессивная система зарплаты, где KPI присутствует.

Остается только его подкорректировать, замотивировав каждого топ-менеджера нефтяных компаний на то, что продажа нефтепродуктов внутри страны приоритетна»,

— говорит он.

Эксперт дополняет, что, если условия по поставкам нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок не будет выполнены, все бонусы и существенная часть зарплаты руководства компании должны будут поступить в пользу государства. При этом нужно будет осуществлять полный контроль — только в этом случае мера станет эффективной.

По мнению Лисицына, можно также распространить ее на оптово-розничные компании и независимые АЗС. Это необходимо для регулирования цен на топливо, так как многие независимые АЗС необоснованно завышают цены на бензин. Далеко за примерами ходить не нужно: во многих городах РФ, и даже в Подмосковье, цены на бензин на 10-15% выше, чем на АЗС, находящихся на основных магистралях страны.

«Правительству нужно расставить приоритеты так, чтобы продажа нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок была выгодней, чем поставки за рубеж. Тогда отечественному капиталу будет выгоднее развивать рынок нефтепродуктов», — полагает эксперт.

Гайдар Гасанов, эксперт «Международного финансового центра», дополняет, что снижение поставок НПЗ нефтепродуктов на биржу в первую очередь связано с тем, что большая часть сделок, как правило, договорная. А НПЗ хотят добиться прозрачности рынка, как подобает сути биржи. Из-за договорных контрактов нет ликвидности — другие участники рынка не заинтересованы в торгах данным инструментом.

«Не будем забывать про независимые АЗС, которые через посредников по договорным контрактам перекупают топливо на бирже для перепродажи. Нефтяные компании не обязаны продавать топливо тем, кто его перепродает.

Учитывая недовольство населения ростом цен на бензин и дизельное топливо, предпринимать какие-либо меры по ужесточению правил для НПЗ нецелесообразно»,

— считает Гасанов.

Эксперт полагает, что независимые АЗС будут продолжать скупать топливо через посредников и двигать цены вверх, опережая ценники АЗС вертикально интегрированных нефтяных компаний. Он напомнил, что в ноябре 2018 г. «Роснефть» прекратила на время торги на бирже, опасаясь резкого роста цен на топливо в стране.

«В итоге мы получаем следующее: на бирже нет ликвидности, множество договорных сделок снижает прозрачность рынка, доля перекупщиков может возрасти, следовательно, вырастут цены на заправках независимых АЗС. Учитывая данные факторы, не стоит ужесточать требования к руководителям нефтяных компаний для регулярных поставок топлива на биржу», — убежден Гасанов.

Говоря о событиях в ноябре 2018 г. на СПбМТСБ (история с «Роснефтью» и сокращение объема продаж нефтепродуктов), Быков утверждает, что это явилось следствием ожесточения борьбы на российском рынке нефтепродуктов между независимыми АЗС и крупными нефтяными холдингами. Для первых было жизненно необходимо повысить цены, для вторых эта опция была закрыта договоренностями с российскими властями.

«В этом треугольнике государство давило на нефтяников, требуя держать цены на нефтепродукты стабильными. Независимые АЗС старались цены повысить, так что в какой-то момент нервы у «нефтяников» не выдержали и за счет резкого сокращения поставок на биржу они решили сжать возможности независимых АЗС», — убежден Быков.

По его мнению, эта конкретная ситуация представляется малосвязанной с формированием бенчмарка на российскую нефть марки Urals.

В случае с российским рынком нефтепродуктов это, скорее, локальная ситуация, вызванная ухудшением внутренней экономической обстановки, а в случае с фьючерсом на нефть марки Urals это важная для всех российских нефтяников возможность снизить собственные риски.

Мария Ромашкина

#Цены на бензин и дизельное топливо #Цены на бензин #Бензин #Нефтепродукты #Аналитика #Биржа #Внутренний рынок
Подпишитесь