К 2022 г. парк газомоторной техники в Ростовской области возрастет до 55 тыс. единиц, что позволит довести реализацию природного газа в качестве моторного топлива до 250 млн куб. м в год. К этому сроку в регионе будут построены 20 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и установлены 8 модулей для заправки природным газом на АЗС. Такие меры предусмотрены пилотным проектом ускоренного развития газомоторного рынка в регионе. 17 января в Ростове-на-Дону прошло первое совещание рабочей группы по реализации проекта, которое провели председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков и губернатор Ростовской области Василий Голубев.
В результате реализации пилотного проекта газозаправочная сеть «Газпрома» в регионе, с учетом уже имеющихся 11 станций, будет насчитывать 39 объектов.
«В 2019-2021 гг. цена газомоторного топлива на АНГКС «Газпрома» в Ростовской области не будет превышать 16,5 руб. за кубометр – это ее текущий уровень. Кроме того, нам предстоит в сжатые сроки создать максимально комфортные условия для перевода будущими потребителями транспорта на газ. Необходим системный подход и консолидация усилий органов исполнительной власти федерального, регионального, муниципального уровня, а также бизнеса», – отметил Зубков.
Как сообщил в ходе недавнего Гайдаровского форума министр энергетики Александр Новак, концепция развития газомоторного рынка России предполагает к 2030 г. рост потребления газа в качестве моторного топлива с сегодняшних 600 млн куб. м до почти 11 млрд куб. м в год. Число автомобилей, использующих газомоторное топливо, планируется увеличить с 100-150 тыс. до 700 тыс. Количество газозаправочных станций с нынешних 380 к 2030 г. должно возрасти до 2,4 тыс.
Направленную в правительство концепцию развития рынка газомоторного топлива планируется утвердить в I квартале 2019 г. По словам министра, в 2019 г. на развитие газозаправочной инфраструктуры могут быть выделены субсидии в размере 4 млрд руб.
Лидерами по применению природного газа в качестве моторного топлива являются Татарстан, Башкортостан, Свердловская область и южные регионы России. Татарстан сформировал собственную трехлетнюю программу, предусматривающую строительство 10 АГНКС ежегодно.
Как сообщили «НиК» в Центре исследований проблем реальной экономики, газ имеет целый ряд преимуществ перед традиционными видами топлива. Он примерно в 3 раза дешевле бензина или дизеля, при этом не требует дополнительной обработки перед использованием – его можно поставлять по трубе непосредственно на АГНКС. Голубое топливо выигрывает и с точки зрения экологичности: в отличие от бензина или дизеля, при работе двигателя на природном газе нет выделения диоксида серы, сажи, бензапирена, снижены выбросы углекислого газа, оксидов азота. За счет «чистого» состава топлива срок службы автомобиля увеличивается в среднем в полтора раза.
Автомобили на компримированном (КПГ) и сжиженном (СПГ) газе отличаются высокой степенью безопасности. Так, в случае повреждения бака/баллона с КПГ или СПГ вероятность взрыва низка по сравнению с пропан-бутановой смесью, в которой тяжелые фракции не улетучиваются.