Posted 19 ноября 2018, 16:18
Published 19 ноября 2018, 16:18
Modified 15 сентября 2022, 20:21
Updated 15 сентября 2022, 20:21
Цены на нефть восстанавливаются, хотя темпы коррекции носят гораздо более скромный характер, нежели недавние распродажи. Аналитики сходятся в том, что страны ОПЕК+ с высокой вероятностью придут к новому соглашению о сокращении добычи. Анализ и прогнозы – на нашем канале «Нефть и Капитал».
Заявления не заставили себя ждать. Министр энергетики Саудовской Аравии Халед аль-Фалех заявил о необходимости снизить поставки нефти на 1 млн б/с. Собственно, после этого падение на рынке и приостановилось. И да, «вопрос о роспуске ОПЕК не обсуждается в текущем цикле», – цитирует Фалеха канал «ГазМяс».
Вслед за рынком нефти страдает и фондовый рынок «Сейчас спрос на наши бумаги у инвесторов вялый. Это связано и с тем, что американцы поднимают глобальные ставки, и с тем, что Европа сворачивает свою программу выкупа активов и количественного смягчения. Все в пользу того, что и Европа, и США, и Россия будут процентные ставки повышать», – считает управляющий портфелем компании «РОНИН Траст» Иван Гуминов. Его интервью – на канале «Нефть и Капитал».
Что касается бензина – вы сами все знаете. ТГ-каналы критикуют Козака за «заморозку» на самом высоком уровне: если это победа, то не правительства, а нефтяников. Теперь любое снижение топливных цен (трудно сказать, почему, но оно может случиться) – в пользу последних.
«Загнали в угол вопрос о госрегулировании цен и тарифов. Ещё нигде так не сталкивались политическая логика и экономический расчет, как в тарифном регулировании. И опять на острие вопроса - Козак. Теперь его можно смело называть самым политизированным запредом Правительства», – иронично замечает «Политджойстик».
Эксперты, опрошенные «НиК», крайне негативно отзываются о правительственных мерах: «социализм» приведет к дефициту и серому рынку. Об этом – в материале «Нефть и Капитал».
Тут, конечно, нельзя не сказать о резком заявлении Сечина про «одно слово – коррупция» и последующем демарше «Роснефти». Впрочем, Игорь Иванович, может, и не так далек от истины. «Согласно справке силовых структур, все «независимые АЗС» в регионах связаны с местными губернаторами, криминальными авторитетами и местными силовиками. Вот такое триединство топливно-сырьевого мира в глубинке», – пишет «Незыгарь».
А вот в Дагестане независимые чувствуют себя хорошо. А потому что сети туда не заходят. «Торговля бензином, остаётся одним из самых популярных бизнесов в Дагестане. Здесь зарегистрированы 1278 АЗС, а население в Республике чуть более 3 млн. Больше заправок в России только Московской области, где действуют 1516 АЗС, обслуживая регион с официальной численностью 12,5 млн жителей», – замечает «Газ-Батюшка».
ЛУКОЙЛ поступил иначе – перестал отгружать топливо по предоплате: «Нижегородское ФАС начало разбирательство с ЛУКОЙЛом, который со вчерашнего дня перестал отгружать топливо без предоплаты. Раньше компания практиковала передачу нефтепродуктов на реализацию и по давальческой схеме», – пишет «Газ-Батюшка».
Тот же канал бьет тревогу по поводу авиаперелетов: «Рост цен на авиакеросин может стоить российским авиакомпаниям 75-80 млрд руб. дополнительных затрат по итогам 2018 г.». Заплатят, конечно, пассажиры. А тут еще «Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) просит установить порядок изменения стоимости керосина и предупреждать авиакомпании о повышениях за три месяца. В логике АЭВТ не откажешь. Когда резко растет цена керосина, то компании просто ставят перед фактом, а билеты продаются уже на полгода вперед. Покрыть эти издержки можно только за счет пассажиров, признают в АЭВТ», – добавляет канал.
На Дальнем Востоке, где ситуация с топливом аховая (есть, кстати, пара инсайдов на нашем канале), новый губернатор заявил: «Администрация Приморья заинтересована в поддержке создания современных автозаправочных станций в регионе», – пишет «Газ-Батюшка».
Зато обсуждать рынок топлива в Россию приехал казахстанский министр Канат Бозумбаев. Казахстан всерьез опасается дефицита на приграничных территориях: бензин «перетекает» в Россию. «Дело в том, что на приграничных с Россией территориях резко возросло потребление дизтоплива и бензина, которые стремительно «утекают» на сопредельные рынки, а именно в Россию, сделали вывод в Минэнерго Казахстана. Там опасаются, что если цены в РФ поднимутся еще выше, то в Казахстане может возникнуть дефицит», – сообщает «Газ-Батюшка».
«У Европы, как оказалось та же болезнь. Еврокомиссия выявила, что в период с ноября 2017 г. по ноябрь 2018 г жители европейских стран стали платить за бензин в среднем на €1 больше, хотя нынешние мировые цены на нефть вернулись к прошлогодним показателям. Причиной дороговизны бензина в Европе является неудобная налоговая политика», – сообщает «Сырьевая игла».
Начинает вырисовываться картинка, кто станет «крайним» после 31 марта, когда «заморозка» закончится. «У вице-премьера Козака есть главная цель - отчет перед телекамерой у Президента», – пишет «Незыгарь». Ну и много кто вторит каналу, что вице-премьер «не разбирается в деталях».
Как сложится, покажет время, а пока пост покинул замминистра энергетики Вячеслав Кравченко. «Говорят, желание перейти на другую работу у него было давно», – сообщает «ГазМяс».
«Незыгарь» сделал робкую попытку угадать кандидата на освободившееся кресло: «Замруководителя секретариата Дмитрия Козака Александр Демин – один из претендентов на пост замминистра энергетики, отвечающего за развитие электроэнергетики».
Но не угадал. «Куратором электроэнергетики вместо Вячеслава Кравченко в Минэнерго назначен первый замминистра Алексей Текслер. Решение о перераспределение полномочий между заместителями принял глава Минэнерго Александр Новак», – заключает «ГазМяс».
Если уж заговорили о министрах. Канал «Капитан Арктика» прогнозирует, что министра природных ресурсов Дмитрия Кобылкина сделают «ответственным за срыв указа президента». Речь об обеспечении грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн к 2024 г. «Уже сегодня понятно, что 80 млн тонн к 2024 г. на СМП ну никак не будет. Формально за этот пункт отвечает Минтранс, но ведомство технично ушло от ответственности… проблема в том, что 80 млн тон может дать только ресурсная база, которая есть в Арктике. А из всех проектов активно развивается только проекты по СПГ НОВАТЭКа. Но даже по самым оптимистичным сценариям это только в районе 20 млн тонн… цифра грузооборота к 2024 г., если все будет хорошо, будет в районе 40-50 млн тонн», – посчитал канал. И добавляет, что именно с этим указом связана «активность Кобылкина вокруг изменения в закон «О недрах» в части поддержки разработки ТРИЗ».
Кроме того, «Капитан Арктика» знакомит с содержанием отчета в адрес ФГУП «Администрация Севморпути», подготовленного компанией Maersk. Вердикт – СМП не готов «к обслуживанию современных транспортных контейнерных линий». «Специалисты Maersk отмечают плохие условия технического обеспечения прохода судов от неточных карт ледовой обстановки до плохой связи. Отдельно критикуется отсутствие информации о ледоколах и то, что Администрация СМП не обновляет информацию о судах на маршруте в субботу и воскресенье (то есть сотрудники просто уходят домой на выходные)», – пишет канал.
На канале «Нефть и Капитал» – комментарии по поводу требований Международной морской организации о снижении серы в судовом топливе. «Помимо затрат на переоборудование судов, нефтекомпании могут серьезно потерять на сужающемся рынке топлива для судоходства», – считают некоторые аналитики, опрошенные «НиК». Им возражает главный редактор по товарным рынкам Thomson Reuters Александр Ершов: «Переход завода с одного сорта на другой – достаточно сложный и дорогостоящий технологический процесс. Большинство европейских потребителей вполне устраивает российская нефть, в том числе по причине большого выхода средних дистиллятов», – это уже мнение эксперта на нашем канале.
Что касается перехода на СПГ в качестве судового топлива, то это ещё не самый цимес. «Уже сейчас самой большой проблемой для производителей и покупателей является недостаток СПГ-танкеров. Ближайшие свободные даты на аренду СПГ-танкеров это 2021 г., а дефицит уже оценивают в размере 20-25 танкеров, – пишет «Газ-Батюшка». – На этом фоне умиляют радостные улыбки поляков, которые рапортуют о выгодной сделке по приобретению американского СПГ. По условиям контракта все расходы на транспорт и т.д. будут нести покупатели».
И даже несмотря на транспортное плечо американского СПГ, в ЕС есть люди, противящиеся «Северному потоку – 2». Не без помощи из-за океана, конечно. Так, министр энергетики США Рик Перри опять выступил против СП-2: «Перри призвал европейские страны объединиться и отказаться от российских проектов в пользу трубопровода Baltic Pipe через Данию в Польшу», – сообщает «Сырьевая игла». Правда, этого газопровода не хватит даже на пол-Европы, но вопрос ведь вовсе не в благополучии потребителей из ЕС.
Тат же канал называет (закономерно) «верхом политического цинизма и хамства» заявление посла США при ЕС Гордона Сондленда. А заявил Сондленд, что если Евросоюз уязвим, то и США уязвимы и «если ЕС не поймет эту логику, то президент США может использовать множество иных инструментов, которые есть в нашем распоряжении, я не буду сейчас их перечислять, чтобы остановить этот проект».
При этом Штатам самим не хватает газа, пишет «Газ-Батюшка»: «Топлива для газохранилищ не хватает в первую очередь из-за роста экспорта СПГ из США. Как и везде в мире, теплоэлектростанции там тоже переходят на газ, увлекая за собой потребление. Кроме того, резко поднялся спрос на газ в развивающейся американской газохимии». И добавляет: «Ждем интересных контрактов через третьи страны по закупкам СПГ из России».
И тут к месту отчет World Energy Outlook, выпущенный МЭА. В нем указано, что хоть к 2040 г. газ и подвинется за счет электромобилей, но к 2025 г. доля импортируемого в ЕС газа достигнет 86%. России как основному поставщику это выгодно – хоть трубопроводной «Газпрома», хоть сжиженный НОВАТЭКа, а доступный и, главное, дешевый газ в Европу РФ продолжит поставлять.
«Усилия Евросоюза и США и персонально Трампа по форсированию инфраструктуры по приему СПГ в Европе открывают новые возможности для НОВАТЭКа, а в перспективе и для «Роснефти», если она выползет из-под санкций», – добавляет «ТЭК-ТЭК».
У «Газпрома» тем временем возникли вопросы к Белоруссии по нарушению контрактных обязательств. «Не успели Москва и Минск в сентябре этого года договориться по расчетам за поставляемый газ, как «Газпром» заявил о появившихся нарушениях контрактных обязательств при поставках газа в Белоруссию. Раньше претензии были только к Молдавии и Литве», – пишет «Белорусский гамбит».
На этом фоне судьбоносным выглядит требование президента РБ Александра Лукашенко «достичь стопроцентной энергетической независимости страны». «По сути, Лукашенко распорядился найти замену российской нефти. Приходит на память пример Казахстана. Республика импортировала из России 30% бензина и 15% дизтоплива. После модернизации своих НПЗ не только закрыла внутренние потребности, но и собирается поставить в 2019 г. соседям», – как бы намекает «Газ-Батюшка». Правда, заметим, что такого количества запасов углеводородов, как у Казахстана, у Белоруссии нет.
А «Сырьевая игла» приводит интересный материал некоего «Айвара Лембергса, самого богатого человека в Литве». «Авторы материала размышляют о том, как можно было бы запустить в реверсном режиме части нефтепровода «Дружба»: «Полоцк-Мажейкяй» и «Полоцк-Вентспилс», обеспечив энергетическую независимость Белоруссии… Зачем же Лембергсу отдавать латвийские нефтепроводы Белоруссии? По утверждению авторов статьи - чтобы оторвать Минск от Москвы и привязать его к прибалтийским портам», – считает канал.
«Незыгарь» сообщает, что послом Белоруссии в Москве стал Владимир Семашко. «Назначением Семашко Лукашенко решил укреплять каналы разновекторных договорных контактов с Москвой. Еще Семашко нужен для усиления московских лоббистов. Семашко будет распределять фонды на подкуп лояльности», – пишет канал.
Хотя что нам союзные республики – со своей чехардой разобраться бы. Если кратко, то вот.
«На прошлой неделе СМИ отписались о, мягко говоря, спорном решении правительства и ФАС по поводу тарифов РЖД по 8% экспортной надбавке для нефтепродуктов и алюминия. Сегодня РЖД дабы смягчить неловкость дали заднюю. С 1 января 2019 г. РЖД решила предоставлять грузоотправителям скидки на перевозки нефтепродуктов, размер которых будет зависеть от станции отправления. Величина скидки будет варьироваться от 1% до 50%», – сообщает «Сырьевая игла».
«ГК «Новый поток» до конца 2018 г. включит в органы управления представителей Сбербанка России в целях обеспечения бесперебойной работы производственных активов и непрерывных поставок нефтепродуктов покупателям», – пишет «Газ-Батюшка».
Wintershall (один из основных партнеров «Газпрома» в Европе!) остановила свои проекты в Иране. «Причина - санкции США. Компания боится потерять доступ к финансовому рынку», – сообщает «ГазМяс». И тут же «Александр Новак: Россия может перейти на расчёты с Ираном в нацвалютах. Это позволит продолжить двустороннее сотрудничество, несмотря на введенные США санкции в отношении Тегерана», – пишет тот же канал.
«ТЭК-ТЭК» рассказывает об истощающихся запасах ЛУКОЙЛа: «По прогнозам геологов в компании, учтенных в ее 10-летней стратегии, дефицит по восполнению запасов так называемого условного топлива составит 262 млн тонн с 2018 по 2027 гг. Полностью замещать добычу запасами удастся лишь до 2019 г.».
А «Незыгарь» сообщает, что «Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России заинтересовалась деятельностью топ-менеджера ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» и депутата Законодательного собрания Пермского края Владимира Жукова. Несмотря на то, что нефтяная компания вкладывает ежегодно колоссальные суммы в экологические мероприятия, фактов разлива нефти не становится меньше».