До 5 декабря нефтяной рынок погрузился в неопределенность. Именно на этот день назначена очередная встреча ОПЕК+, на которой ожидается подписание нового соглашения производителей нефти о бессрочном сотрудничестве с января 2019 г. На предыдущей встрече 11 ноября в Абу-Даби экспортеры черного золота не пришли к единому мнению относительно необходимости сокращения добычи, что стало хорошим поводом для падения нефтяного рынка.
Впрочем, определенный итог встречи министерского мониторингового комитета 11 ноября все же был. Именно на ней Саудовская Аравия объявила о сокращении поставок на 0,5 млн баррелей в сутки (б/с) уже в декабре.
Это заявление тут же спровоцировало угрожающее заявление президента США Дональда Трампа.
«Надеюсь, что Саудовская Аравия и ОПЕК не сократят добычу нефти. Стоимость нефти должна быть намного ниже, основываясь на поставках», – написал он в своем Twitter. Кстати, ранее, в ходе пресс-конференции, Трамп сообщил, что после принятия санкций в отношении Ирана именно благодаря его усилиям цены на нефть не пробили отметку $100 за баррель. Забыв при этом добавить, что санкции против Тегерана были смягчены и Вашингтон позволил восьми крупнейшим покупателям иранской нефти приобретать до миллиона баррелей в сутки.
В унисон американскому лидеру прозвучал и прогноз ОПЕК.
Организация стран – экспортеров нефти понизила оценку роста глобального спроса на нефть в 2018-2019 гг.
По ее мнению, в 2018 г. замедление составит 40 тыс. б/с, до 1,5 млн б/с, а в 2019 г. – 70 тыс. б/с, до 1,29 млн б/с. Таким образом, глобальный спрос ожидается в 2018 г. на уровне 98,79 млн б/с. Снижение спроса ОПЕК ожидает на Ближнем Востоке и в Китае. Данный прогноз, с одной стороны, сыграл на руку медвежьим настроениям на рынке, но с другой – он должен способствовать консолидации стран, входящих в ОПЕК+, для подписания нового соглашения по сокращению добычи.
Тем не менее в аналитическом сообществе мало кто верит в долгосрочную перспективу снижения стоимости углеводородного сырья. Например, эксперты Citigroup считают, что в ноябре – декабре, как правило, наблюдается увеличение спроса на сырье со стороны НПЗ и котировки могут подняться до $90 или $100 за баррель из-за возможных перебоев с поставками. Банк Goldman Sachs сохраняет свой прогноз по цене Brent на конец года на уровне $80 за баррель и ожидает, что в 2018 г. спрос на сырье вырастет на 1,55 млн б/с, в 2019 г. – на 1,45 млн б/с. Даже Международное энергетическое агентство (МЭА) осторожно повысило оценку по цене на нефть на 2025 г. на 6% – до $88 за баррель.
Однако российский банковский сектор отличается большим пессимизмом.
Так, по мнению главного экономиста ВЭБа Андрея Клепача, цена на нефть в 2019 г. может упасть ниже консенсус-прогнозов – до $60 за баррель, но падение до $40 долларов маловероятно.
В Министерстве энергетики РФ данный пессимизм, видимо, не разделяют, поскольку на встрече в Абу-Даби глава Минэнерго РФ Александр Новак не исключил сценария с подписанием нового соглашения о сокращении добычи в рамках договора ОПЕК+, но и не выразил поддержку данной инициативе.
Отраслевые эксперты считают, что все же какое-то новое соглашение в рамках ОПЕК+ будет достигнуто на встрече 5 декабря. Однако пока не совсем понятно какое, но в нем обязательно должна участвовать Россия, так как без нее любое соглашение не будет оказывать должного влияния на рынок. Они также прогнозируют и запланированное недовольство США. Не стоит забывать, что в апреле 2018 г. в Конгрессе приступили к разработке законопроекта под рабочим названием No Oil Producing and Exporting Cartels Act («Нет картелям добытчиков и экспортеров нефти»). В случае его принятия США смогут вводить санкции в отношении государственных компаний, связанных с ОПЕК и ОПЕК+, а также всех компаний и стран, сотрудничающих с этими организациями. Поэтому, скорее всего, Трамп скоро опять начнет угрожать санкциями нефтедобытчикам.
Эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский в интервью «НиК» напомнил, что заявление министра нефти Саудовской Аравии Халида аль-Фалиха можно рассматривать как предупреждение всем участникам рынка, но, судя по котировкам нефти, оно не было услышано.
«Саудиты, как подтверждает история, после вербальных угроз переходят к действиям. И я не вижу сейчас каких-либо причин, которые могли бы их затормозить и привести в состояние раздумья. Саудовская Аравия предупредила, что минимальный уровень цены за нефть, который королевство еще готово терпеть, составляет $60 за баррель Brent.
Но если нефть будет валиться такими темпами, как сейчас, я думаю, что существует 50-процентная вероятность поднятия на предстоящей встрече ОПЕК+ вопроса о сокращении квот на добычу.
Если у рынка такая «анемия» и он не реагирует на вербальные интервенции, следующий этап – это уже сокращение квот. Будет много ругани со стороны Вашингтона, так как Трамп уже много раз «прикладывался» к миссии ОПЕК и вообще необходимости ее существования. Однако у Саудовской Аравии есть своя игра, и, поскольку за убийство оппозиционного журналиста санкций в отношении Эр-Рияда не последовало, у королевства, пожалуй, самые сильные позиции перед Соединенными Штатами. В этой ситуации Эр-Рияд не будет слушать Трампа», – заявил Рожанковский.
По его мнению, Россия присоединится к новому договору ОПЕК+.
«Я считаю, что в дальнейшем России стоит вступить в ОПЕК. Это поддержит организацию и позволит нашей стране сблизиться с Саудовской Аравией, что очень важно с геополитической точки зрения»,
– уточнил Рожанковский.
Он напомнил, что Россия и Саудовская Аравия контролируют порядка 75% рынка нефти восточного полушария земли.
«Если Россия не присоединится, у нового соглашения будет довольно слабая позиция, если присоединится – это практически неотвратимая позиция. Цена вопроса здесь очень высока. Только с полноценным участием России возможно настоящее влияние на рыночные цены нефти. Нашей стране это очень выгодно, так как является дополнительным геополитическим плюсом», – резюмировал эксперт.
Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов также считает, что существуют большие шансы на продление соглашения ОПЕК+, поскольку предыдущие соглашения принесли даже большую пользу, чем ожидалось в момент их заключения. Логично предположить, что этот опыт постараются сохранить.
«С большой вероятностью можно сказать, что и в этом соглашении в той или иной форме будет участвовать Россия. Наша страна – крупный нефтепроизводитель, и ее неучастие создает очень большие риски для этого соглашения.
Российский министр, который не дал прямого ответа об участии России, скорее всего, просто соблюдал банальную осторожность, что тоже выглядит достаточно разумно», – заявил эксперт в интервью «НиК».
Он также считает, что слишком низкие нефтяные цены нежелательны и для нефтяного сектора США, поэтому какой-то приемлемый компромисс между участниками ОПЕК+ и Вашингтоном найти удастся.
«Однако пока сохраняется интрига относительно того, каким конкретно будет это соглашение, в чем оно будет заключаться», – заметил Хестанов.
Эксперт Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев отметил, что, с одной стороны, автоматическое продление договора ОПЕК+ вызывает скепсис, с другой – совсем отказываться от этого формата сотрудничества нефтедобывающих стран тоже никто не хочет, так как очевидно, что он эффективен. Кроме того, в случае отказа России от участия в новом соглашении ОПЕК+ это будет очень негативно воспринято рынком.
«Что-то точно будет, но формат пока не до конца ясен», – пояснил Белогорьев.
Он считает, что в настоящее время на нефтяном рынке, с одной стороны, есть явное движение в сторону переизбытка предложений, с другой – сохраняется ощущение, что во втором полугодии 2019 г., наоборот, присутствует риск дефицита.
«В рамках одного года могут быть серьезные пертурбации. Остается открытым вопрос об ужесточении санкций США в отношении Ирана, что дополнительно может вывести с рынка еще около полумиллиона баррелей. Есть вопросы и по росту добычи сланцевой нефти в США. То есть ситуация достаточно сложная, и если говорить о России, то нашей стране сейчас невыгодно снижение собственной добычи. Держать на текущем уровне – это более реалистичный сценарий», – рассказал Белогорьев.
По его мнению, вероятность того, что США объявят об антимонопольных шагах в отношении ОПЕК, присутствует и она выше, чем была раньше.
«Но Соединенные Штаты связаны со странами – производителями нефти достаточно сложными отношениями, прежде всего это касается Саудовской Аравии, поэтому просто взять и объявить о незаконности картеля – это очень резкий шаг, на который, думаю, не решится даже Дональд Трамп и Конгресс США».
На вопрос о том, могут ли США вывести с рынка часть российской нефти какими-либо новыми санкциями, эксперт ответил отрицательно.
«Нет, торговые ограничения на экспорт российской нефти находятся на самом высоком уровне из всех возможных. У США нет сейчас ни повода, ни смысла это делать, эскалация отношений должна дойти до такой степени, до которой нам еще далеко. Это полувоенный сценарий, и на сегодняшний день он не рассматривается», – заявил Белогорьев.
Вместе с тем падение цен на черное золото, которое произошло 13-14 ноября, вызвало необходимость срочного комментария со стороны ОПЕК. В частности, министр энергетики Объединенных Арабских Эмиратов Сухейль аль-Мазруи заявил, что фундаментальные показатели нефтяного рынка остаются адекватными и не оправдывают обвала цен.
Он также сообщил, что ОПЕК и ее союзники готовы сократить или скорректировать уровень добычи при необходимости, чтобы сбалансировать рынок.
Российское правительство также не склонно впадать в панику. Глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин считает, что цены на нефть могут еще упасть в краткосрочном периоде, но средне- и долгосрочные ожидания рынка устойчивы.
«Тот дефицит на рынке нефти, который был в начале года, ушел, и формируется определенный профицит. Поэтому форвардная кривая становится другой, короткие цены опускаются, и опускаются очень серьезно… Но при этом, на фоне с неясностью долгосрочных поставок из Ирана и ряда других долгосрочных структурных проблем нефтяной отрасли, недоинвестированности последних лет, «длинная» часть кривой чувствует себя очень устойчиво», – отметил министр.
Минэкономразвития прогнозирует среднюю цену нефти марки Urals в 2018 г. на уровне $69,6 за баррель, в 2019 г. – $63,4 за баррель. Министерство предполагает, что в 2020 г. средняя цена опустится до $59,7 за баррель, в 2021 г. – до $57,9 за баррель.
Данный прогноз объясняется еще и тем, что Федеральный резерв США решил заняться укреплением американской валюты, что будет способствовать снижению цен на все биржевые товары, в том числе и нефть.
Екатерина Вадимова