Posted 12 ноября 2018,, 14:32
Published 12 ноября 2018,, 14:32
Modified 15 сентября 2022,, 20:21
Updated 15 сентября 2022,, 20:21
Базовый тренд динамики цен на нефтепродукты был заложен налоговым маневром. Мы находимся рядом с премиальным европейским рынком, который по объему вчетверо превышает внутрироссийский. Естественно, что при постепенной отмене экспортной пошлины внутренняя цена будет подтягиваться к ценам внешнего рынка. Дополнительное повышение себестоимости за счет роста НДПИ лишь усиливает эту динамику.
Любые меры, принимаемые в последнее время, просто корректируют скорость движения в рамках этого тренда, но не способны его изменить.
Вместе с тем вводимые корректировки, предлагаемые в ходе консультаций с ВИНК, часто не могут заблаговременно учесть интересы мелких добытчиков, переработчиков и сетей. В результате возрастает риск дальнейшего быстрого укрупнения отрасли и, в худшем случае, внедрения нерыночной экономики в сегмент сбыта.
Такая ситуация грозит перманентным легким дефицитом в ряде регионов, где сети ВИНК не имеют доминирующего положения. Бензин будет, но за ним придется «ездить в райцентр».
Последние предложения – демпфирующий механизм, обратный акциз и логистическая надбавка к нему, а также экспортная лицензия – существенно усложняют налогообложение и при этом не решают проблему мелких игроков. Поэтому единственным способом их выживания остается рост цен в рознице. Сделать это без одновременного существенного повышения цен на сетях ВИНК им не удастся. Таким образом, в ближайшее время, пока инфляция остается ниже 4-5%, темпы роста цен на бензин и дизель будут ее обгонять, если только не произойдет резкого падения экспортной альтернативы (например, в случае сочетания отмены эмбарго США на экспорт нефти Ираном и смягчения санкций в отношении России).