Posted 8 ноября 2018,, 13:05

Published 8 ноября 2018,, 13:05

Modified 16 августа 2022,, 21:49

Updated 16 августа 2022,, 21:49

Еще одна попытка создать котировку на нашу нефть

8 ноября 2018, 13:05
СПбМТСБ запустит расчетный фьючерс на нефть марки Urals одновременно с контрактом на Московской бирже
Сюжет
Urals

Глава Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Алексей Рыбников, выступая на конференции «Биржевой срочный рынок: взгляд в будущее», которая состоялась недавно в Москве, заявил, что биржа запустит расчетный фьючерс на нефть марки Urals одновременно с контрактом на Московской бирже (МБ).

Российские сырьевики, в основном поставляющие нефть за рубеж по цене «котировка нефти Brent минус дисконт», снова делегировали своей биржевой площадке – СПбМТСБ – право запустить фьючерс на нефть Urals.

Уже расчетный, а не поставочный, чтобы у зазевавшегося при исполнении контракта финансиста не возникла необходимость покупать и куда-то везти танкер нефти на продажу.

Московская биржа на форуме тоже призналась в своих планах расширить линейку товарных инструментов. МБ традиционно сильна в сегменте финансовых срочных контрактов. Глава биржи Александр Афанасьев заявил на форуме, что биржа собирается начать торги расчетным фьючерсом на нефть Urals. Этот инструмент, по мнению Афанасьева, будет интересен корпоративным клиентам. Он считает, что на МБ много трейдинга, но мало торгуется инструментов для хеджирования риска трейдеров.

Альянс МБ и СПбМТСБ не удивителен – Рыбников в свое время был президентом фондовой биржи ММВБ.

В процессе слияния Межбанковской валютной и фондовых бирж и последовавшей затем покупки биржи РТС и возникла Московская биржа. Правда, работал он на ФБ ММВБ при другом руководстве, но и тогда, и сейчас основной арбитр (не сказать – акционер) у МБ – Банк России. Аналитики даже удивлялись тому факту, что две крупнейшие биржи не могут запустить совместные проекты.

Биржи «отвяжут» российскую нефть от ее реальных поставок

СПбМТСБ намерена запустить расчетный фьючерс в 2019 г. Планируемый срок исполнения контракта определен на срок три месяца. Биржа создает методику расчета индекса стоимости Urals с базовой дислокацией поставки и исполнения поставочного контракта – это порт Приморск (Ленинградская область), с привязкой к которому на бирже уже два года торгуется поставочный фьючерс на ту же марку.

«Базовый актив, связанный с нефтью Urals, со временем станет тем бенчмарком, который будет торговаться у нас и на Московской бирже, так как у нас разные клиентские базы», – заявил глава СПбМТСБ.

Создать бенчмарк на нефть Urals – это довольно сложная задача, так как Urals продается на мировом рынке с дисконтом к цене нефти Brent. Способствовать формированию реальной цены на отечественную нефть – основная задача биржи.

Рыбников полагает, что можно использовать цены, формирующиеся в ходе биржевых торгов на нефть Urals на тендерах.

«Тендеры дают нам ценовую информацию, с которой можно работать, мы сделали площадку для закупок нефти у «Роснефти», – сообщил он.

«Удмуртнефть», «дочка» «Роснефти», с сентября 2018 г. проводит тендеры на реализацию нефти на внутреннем рынке. Это дает важную ценовую информацию, которая может быть основой для начала обращения фьючерса, считает Рыбников.

«У нас подписано соглашение с котировальным агентством Platts, в рамках которого мы договорились построить индикатор цены на российскую экспортную нефть. Агентство Argus тоже уже считает форвардную кривую для российской экспортной нефти Urals, мы считаем индекс с этим агентством, чтобы в будущем запустить контракт», – сообщил Рыбников.

Для того чтобы фьючерс стал полноценным финансовым инструментом, нужно время; необходима работа по привлечению внимания к нему. Это может занять от полугода до нескольких лет, говорят аналитики.

Вопрос создания ликвидности во фьючерсе – одна из самых сложных тем для организации полноценных биржевых торгов, считает старший аналитик группы компаний «Альпари» Анна Бодрова. По ее словам, самый простой путь решения проблемы – использование потенциала инструмента.

«В идеале надо сделать так, чтобы он стал всем нужен. Чем может быть интересен фьючерс на Urals, скажем, при том, что этот сорт нефти продается с дисконтом к Brent? Может быть, если бы между ценой нефти и стоимостью рубля была бы более плотная корреляция, а не от случая к случаю, как теперь, инструмент был бы более перспективен»,

– говорит Бодрова. Можно учесть цены тендеров, но это тоже не предельно объективная база для расчета. Явно нужен один-два компонента с меньшей волатильностью, и биржа должна их найти для того, чтобы создать интерес к своему инструменту, уверена она.

Разумеется, было бы отлично, если бы новые инструменты оказались привлекательными для иностранных потребителей российской нефти, тогда бы и торговля ими сразу стала активной, полагает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Но пока на это рассчитывать рано, добавляет он, отмечая, что на СПбМТСБ уже почти 2 года торгуется поставочный фьючерс на нефть марки Urals, но тем не менее до сих пор эти торги проходят с минимальными объемами.

Так, оборот биржевой секции «Нефть» в октябре 2018 г. у СПбМТСБ составил всего 14 тыс. тонн.

«Я полагаю, новый фьючерсный контракт на Urals, который будет расчетным, призван на первоначальном этапе обеспечить участие игроков-спекулянтов. Они, в свою очередь, могут привлечь и хеджеров – нефтетрейдеров, которые обычно приходят, когда на рынке уже есть ликвидность»,

– говорит аналитик.

По его мнению, для этого есть все условия. На МБ достаточно активно торгуется нефть Brent, происходят сделки и с американским сортом WTI. Возможно, Urals также будет интересен участникам рынка.

Аналитик компании «Алор-брокер» Евгений Корюхин считает, что для начала следует определить, чего хочет добиться биржа введением нового фьючерса на Urals.

«В своих выступлениях представители обеих бирж заявили о создании механизма хеджирования для нефтетрейдеров. Такой механизм широко применим на международных товарно-сырьевых площадках в Лондоне, Чикаго, Сингапуре.

Поэтому данный шаг скорее имиджевый для наших бирж, чем реальный механизм для хеджирования»,

– говорит он. Мотивирует свое мнение Корюхин тем, что крупные корпорации внешнеторговые операции проводят через зарубежных трейдеров. И корпорации стараются держать валютную выручку как можно дольше на зарубежных счетах.

То, что мы видим с торговлей фьючерсами на Brent на МБ и Urals на СПбМТСБ, так это активность, которая из себя представляет, в основной массе, работу участников с высокой волатильностью. С введением новых фьючерсов часть ликвидности будет взята с уже торгуемых фьючерсов на нефть, и благодаря институту маркет-мейкеров часть ликвидности добавится на рынок, добавляет Корюхин.

«Я бы не ждал взрывного роста объемов или приход крупных трейдеров на этот рынок с целью хеджирования. И вот почему: по данным все той же Московской биржи, по самому ликвидному фьючерсу на пару рубль – доллар в целях хеджирования валютных рисков заключается не более 6% всех сделок. Основная масса участников рынка деривативов – это HFT-роботы, которые настроены на ежесекундное заключение сделок с целью получения прибыли от торговли», – отмечает он.

Крупные российские нефтегазовые компании предпочитают не играть на этом рынке активно, так как по большей части затраты у них в рублях. В случае снижения цен на нефть частичное выбытие доходов они могут компенсировать снижением курса рубля.

Наше дело – самолеты

СПбМТСБ готова также запустить торги срочным контрактом на авиационный керосин, если на него будет спрос у клиентов, рассказал на форуме начальник управления развития рынка деривативов СПбМТСБ Никита Захаров.

По его словам, для отечественных компаний это инструмент хеджирования, но раньше они закрывали все свои потребности иностранными рынками, где можно было также подстраховать и установить связь между ценой нефти и курсом рубля к доллару. Раньше эта связь была достаточно жесткой, что позволяло четко планировать будущие траты на керосин, отметил сотрудник биржи.

По словам Захарова, стоимость барреля нефти в рублях не так стабильна, как несколько лет назад. Это и стимулирует отечественные авиакомпании-перевозчики задавать бирже вопрос, нет ли у торговой площадки инструмента для хеджирования рублевой цены керосина.

«Такой инструмент легко создать, мы опираемся на индекс Московского авиаузла, который потенциально может стать базовым активом для расчетов»,

– заявил Захаров.

Сегодня в России самолеты заправляют авиационным керосином в основном три компании – «Роснефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ. Большая часть авиаперевозок в России – до 70% – проходит в рамках Московского авиаузла. Поэтому цена керосина, поставляемого в основные аэропорты страны, может послужить индикатором, на который будут опираться биржевые инструменты, создаваемые для хеджирования цен на топливо.

Захаров признался, что индекс цены на керосин в Московском авиаузле уже есть.

В 2017 г. авиационный керосин оказался одним из наиболее подорожавших видов топлива в России (на СПбМТСБ торгуется бензин, керосин, дизтопливо и мазут).

В Московском авиаузле поставки обеспечивают несколько нефтяных компаний и индекс цен по месту потребления топлива объективный, отмечала в свое время ФАС.

Пока идея с введением фьючерса на авиационный керосин смотрится неоднозначно, считает Лукашов из IFC Markets. Помимо спроса (его просчитать несложно), есть момент рыночной ликвидности, напоминает он.

Если движения по фьючерсу на площадке не будет или в день предполагается совершать пару сделок, смысла введения такого инструмента нет.

Основными игроками (покупателями такого фьючерса) могут стать ключевые участники рынка – «Роснефть» или «Газпром». Но тогда история может получиться несколько искусственной: привлечь компании к торгам несложно, но есть ли в этом практический смысл – большой вопрос.

МБ поддержала усилия СПбМТСБ по созданию срочного контракта на авиакеросин.

«Это работа по импортозамещению, чтобы отечественные производители и потребители могли хеджироваться у нас дома, локальными контрактами, а не выходить на зарубежные площадки», – сказал управляющий директор департамента развития бизнеса Московской биржи Кирилл Пестов.

Основными акционерами СПбМТСБ, которые выступают главными участниками торгов на бирже, являются компании группы «Роснефть» и группа «Газпром», которая представлена во всех основных категориях нефтепродуктов. Также равноправными участниками торгов выступают «Сургутнефтегаз», ЛУКОЙЛ и другие производители нефтепродуктов.

Елена Гостева

"