Тема недели: топливный рынок вернут в социализм

2 ноября 2018, 21:00
Эксперты считают, что это тактическое решение не снимает стратегических проблем российской нефтепереработки

Соглашение о заморозке цен на топливо положительно повлияло на ценообразование оптового рынка нефтепродуктов. Цены начали снижаться, однако эксперты считают, что это тактическое решение не снимает стратегических проблем российской нефтепереработки. Введение социализма в отдельно взятой отрасли гарантирует потребителям фиксированные цены и минимальный объем продукции, но грозит дефицитом, снижением качества и появлением «черного рынка» ГСМ.

После заключения 31 октября на встрече вице-премьера Дмитрия Козака с представителями нефтяных компаний соглашения о заморозке цен на бензин оптовая стоимость топлива немедленно начала снижаться. Уже утром 1 ноября цена бензина АИ-92 на бирже уменьшилась на 2,5% и составила 48,19 тыс. руб. за тонну. Цена АИ-95 упала на 5,2%, до 50,6 тыс. руб., а дизеля – на 2,1%, до 57,4 тыс. руб. за тонну.

Это положительный результат, который непременно порадует потребителей и хозяев независимых АЗС. Но то, какой ценой он был достигнут, говорит, что эффект будет непродолжительным.

И если в начале 2019 г. правительство не захочет ослаблять налоговую нагрузку на нефтепереработку, отрасль ждет стагнация.

Уже с 1 января 2019 г., помимо повышения в 1,5 раза акцизов, начнется заключительная стадия налогового маневра, согласно которому поэтапно снижается до нуля пошлина на экспорт нефти и повышается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Таким образом, сырье для российских НПЗ становится дороже, что приведет к повышению себестоимости производства. До 20% увеличится и налог на добавленную стоимость (НДС).

По подсчетам экономистов, отрицательная маржа нефтепереработки в России уже составляет 2 руб. за литр, а в 2019 году может увеличиться еще на 7 руб., достигнув 9 руб. за литр. Обратный акциз может немножко улучшить ситуацию, но все равно отрицательная маржинальность сохранится на уровне 3-4 руб. Если отпустить цены, они повысятся минимум на 7-8 руб. за литр, что приведет к резкому росту инфляции и закономерному недовольству граждан.

И действительно, непонятно, почему при профицитном бюджете россияне должны из собственного кармана оплачивать реформу нефтяной отрасли, целью которой является увеличение экспорта нефти и нефтепродуктов.

Им сложно объяснить, почему для выполнения бюджетного правила, за которое так ратует финансовый блок правительства, они должны значительно больше тратить на бензин.

Правительство, понимая, что не сможет убедить граждан в необходимости данной меры, пошло по пути давления на нефтяные компании, которые заставили заморозить цены в обмен на возможность экспорта. Но как быть независимым НПЗ и нефтекомпаниям, которые не экспортируют нефтепродукты, оно не объяснило.

Например, в рамках последней договоренности 31 октября нефтяников и кабмина было зафиксировано обязательство компаний по росту ежемесячного производства и реализации нефтепродуктов на 3% к соответствующему месяцу 2017 г. Правительству пришлось учесть, что данные требования не будут распространяться на Дальний Восток, так как там технически невозможно произвести требуемые объемы топлива. Группа ННК – единственная компания, которая занимается развитием нефтепереработки региона: все производимое топливо отправляет на внутренний рынок.

Отраслевые эксперты уверены, что, если ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов оставить в неизменном виде, это рано или поздно приведет к кризису отрасли.

Вначале понизится качество топлива, а уже летом 2019 г. могут начаться перебои с ГСМ и возникнуть «черный рынок».

Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов отметил, что для отрасли есть несколько путей выхода из сложившейся ситуации.

«Первый – возможное плавное повышение внутренних цен на нефтепродукты для конечного потребителя. Второй – выработка стратегического компромисса между интересами бюджетов всех уровней и интересом российской нефтепереработки с тем, чтобы правительство пересмотрело свое отношение к акцизной политике. Третий, при котором правительство оставляет текущую акцизную и налогово-таможенную нагрузку без изменений, нефтяные компании постепенно теряют интерес к российской нефтепереработке, она будет работать по остаточному принципу.

В долгосрочной перспективе это будет грозить проблемами с качеством нефтепродуктов, его объемами, возможно, появятся серые схемы снабжения рынка топливом, увеличится количество неподакцизной продукции более низкого качества»,

– заявил эксперт в интервью «НиК».

Генеральный директор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев заметил, что у Козака есть определенные рычаги для того, чтобы соглашение, которое было навязано нефтекомпаниям на последней встрече с вице-премьером, начало действовать. Впрочем, он не уверен, что его можно полностью реализовать.

«Если соглашение удастся полностью реализовать, его последствия будут самыми печальными – это означает перевод внутреннего рынка бензина и дизельного топлива на 100-процентное ручное управление. Причем рычагом давления со стороны вице-премьера на отрасль являются заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов. Россия – главный экспортер нефтепродуктов в мире (но это не бензин, его продают за рубеж в небольших количествах).

В нефтяном экспорте нефтепродукты занимают 40% – это очень большая величина. Они стоят дороже нефти, поэтому получается, что 50% всех нефтяных доходов составляют доходы от продажи нефтепродуктов.

Если предположить, что государство в лице вице-премьера установит заградительные пошлины на нефтепродукты, бюджет не получит половины «нефтяных» денег. Сомнительно, что кабинет пойдет на такой шаг. В любом случае Силуанов такую меру немедленно аннулирует.

Заградительные пошлины, конечно, пугают компании, их введение означает огромные потери. Видимо, из-за этого нефтяники и стараются сейчас выполнять соглашение по заморозке цен. Они уже снизили оптовые цены, наладили поставки всем владельцам АЗС бензина и дизельного топлива, но поскольку эти поставки приносят убыток в 2 руб. за литр, любые возможные способы экономии будут немедленно задействованы. Аннулирована программа реконструкции НПЗ, наметившийся перевод топлива с экологического показателя Евро-5 на Евро-6 не состоится. Зимой доля зимнего дизельного топлива будет минимальна. А пострадавшей стороной, как обычно, станет население.

В перспективе ближайших месяцев выполнение соглашения может означать, что производить будут минимум топлива – и не капли больше объема, который прописан в договоре; возможности роста потребления бензина и дизельного топлива не будет. Рост потребления ГСМ присутствует, но он закончится. Если все будет развиваться по сценарию, предложенному вице-премьером, к июню 2019 г. начнется повсеместный дефицит.

И, как всегда при социализме, дефицит будет сопровождаться появлением «черного рынка», то есть не повышением стоимости литра топлива на 3-4 руб., а увеличением раз в пять.

Социальные последствия будут ужасные. Действия Козака я никак не могу объяснить.

Простейшим решением была бы отмена акцизов. Это немедленно вернуло бы рынку ликвидность. Причем речь идет не о больших деньгах. Акциз на бензин за 2018 г. принесет в бюджет 300 млрд руб., на дизельное топливо добавит еще 150 млрд. Но только от одного повышения цен на нефть выше установленного уровня бюджет за 9 месяцев 2018 г. получил 1,6 трлн, до конца года получит еще 500 млрд. У российского бюджета в 2018 г. рекордный профицит. Достаточно странно на этом фоне создавать социальный кризис из-за небольшой суммы бюджетных отчислений.

В результате увеличения налоговой нагрузки, намеченной правительством, цена на бензин должна подняться на 7 руб. Но при фиксации цены на нынешнем уровне убытки компаний вырастут с нынешних 2 руб. за литр до 9 руб., что означает потерю нефтяниками порядка 350 млрд руб. По сути, это введение нового налога – налога на внутренний рынок. В этой ситуации компании резко снизят свою эффективность, в России и так налог на нефтяной сектор один из самых высоких в мире, до бесконечности его увеличивать нельзя.

Если повышение цен на бензин и произойдет, это будет исключительной заслугой правительства, никого отношения к компаниям оно не имеет.

Возможный дефицит и «черный рынок» – это тоже будет заслуга исключительно кабинета министров. Управлять вручную всеми не получится, на местах проблему уклонения от всех этих соглашений решат очень быстро, и это приведет к глобальному дефициту и росту цен», – заявил эксперт в интервью «НиК».

Екатерина Вадимова

#Цены на бензин и дизельное топливо #Цены на бензин #Аналитика #Налоговый маневр #Цены на топливо #Дефицит бензина
Подпишитесь