Правительство РФ решило повысить акцизы на бензин и дизельное топливо с 1 января 2019 г. на 3,7 тыс. и 2,7 тыс. руб. за тонну соответственно, что ранее планировалось сделать с 1 июля 2018 г. Вице-премьер Дмитрий Козак уверяет, что это не приведет к скачку розничных цен, а при возникновении рыночного диспаритета правительство использует заградительные пошлины на нефть и нефтепродукты.
«Акциз – косвенный налог, занимающий значительную часть себестоимости топлива. При повышении на 3,7 тыс. руб. за тонну бензина и 2,7 тыс. руб. за тонну дизельного топлива автоматически его доля в цене литра возрастает приблизительно на 3 рубля и на 2 рубля за литр соответствующего топлива. Таким образом, легко определить потенциал роста цен в результате повышения акциза», – говорит Виталий Дербеденев, генеральный директор консалтинговой фирмы «ФОК».
Как отмечает эксперт, власти не обещают, что роста цен не будет, а заявляют, что правительство предпримет меры для более плавного их роста.
«Фактически Козак говорит, что за счет определенных инструментов, а именно положительного и отрицательного демпфирующего акциза, рост цен будет плавным. Думаю, что это вполне посильная задача»,
– полагает Дербеденев.
По его мнению, инструменты, о которых говорит Козак, краткосрочные. Роль демпфирующего акциза – сглаживать влияние мировых цен. Он может быть положительным при хорошей конъюнктуре и отрицательным при плохой. В данном случае правительство планирует временно использовать его также и для сглаживания роста цен на топливо в результате резкого роста акциза.
«Вторая мера, отрицательный акциз, носит чуть более среднесрочный характер. Его роль – компенсировать отмену экспортной пошлины и увеличение НДПИ в результате налогового маневра; его задача – сделать так, чтобы общая нагрузка от экспортной пошлины, НДПИ и отрицательного акциза в результате маневра не изменилась. Думаю, отрицательный акциз будет отменен тогда, когда правительство увидит, что нефтяные компании адаптировались к новой системе налогообложения», – рассуждает Дербеденев.
Третий инструмент, о котором говорил вице-премьер, – введение экспортной пошлины и на нефть, и на нефтепродукты.
«Он призван уменьшить привлекательность экспортных поставок, тем самым увеличить предложение топлива на российском рынке и не дать ценам вырасти. Несмотря на то, что принципиально эта мера могла бы быть долгосрочной, Козак говорит, что она крайняя и, безусловно, краткосрочная», – отмечает Дербеденев.
Антон Усов, руководитель практики по работе с компаниями нефтегазовой отрасли KPMG в России и СНГ, убежден, что любое повышение акцизов на бензин и дизельное топливо будет переложено в цену топлива и приведет к росту цен на заправках, но скачка цен, скорее всего, не будет.
«Определенное повышение цен будет определяться в том числе мировой конъюнктурой цен на нефть, курсом рубля к доллару и топливными налогами. Если говорить об эффективности и долгосрочности предложенных правительством инструментов, могу сказать, что они не смогут заменить стабильную налоговую политику»,
– комментирует Усов.
В Москве и области на брендовых АЗС средняя стоимость литра бензина марки АИ-95 составляет 45-46 руб., АИ-92 – 40-42 руб. В Тульской области на АЗС тех же брендов можно заправиться АИ-95 за 42 руб., АИ-92 будет стоить от 39 руб.
«Такая ситуация с ценами отмечается с мая после скачка цен более чем на 20%. Правительством были приняты шаги по стабилизации ситуации и прекращению дальнейшего повышения цен на топливо. Мы можем утверждать, что ситуация со стоимостью бензина на АЗС пока стабильна», – говорит Денис Лисицын, трейдер-аналитик компании «ФинИст».
Стоит ли опасаться дальнейшего роста цен?
Министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что в результате повышения акцизов и НДС с 1 января 2019 г. резкого подорожания не будет.
«Мы рисков не видим, потому что в рамках налогового маневра все необходимые демпфирующие механизмы приняты. Закон, который был принят летом, о снижении экспортной пошлины и повышении НДПИ в течение 6 лет предусматривает механизмы демпфирования», – сказал Новак.
Вопрос повышения цен на бензин прокомментировал и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «Что касается позиции Кремля, то, вы знаете, президент всегда поручает правительству принимать соответствующие меры, чтобы избежать какого-то скачкообразного повышения цен, в том числе и на топливо».
«Правительство мониторит рынок и держит руку на пульсе. Но картина складывается немного иным образом. Ситуация вокруг санкций с Ираном и экономический коллапс в Венесуэле, данные о запасах нефти в США толкают нефтяные котировки вверх, и нефтедобывающим компаниям выгоднее продавать нефть за рубеж, нежели поставлять на внутренний рынок. Этому также способствует рост курса доллара к рублю»,
– комментирует Лисицын.
Рост оптовых цен на топливо, отмечает эксперт, яркое тому доказательство. Оптовые цены тоже негативно влияют на розничную цену.
Оптовые партии АИ-95 класса 5 подорожали на прошлой неделе на 626 руб. за тонну – до 51787 руб. Цена бензина АИ-92 класса 5 выросла на 488 руб., достигнув 49291 руб. Оптовая цена на летнее дизельное топливо класса 5 повысилась на 362 руб., составив 50057 руб.
«Для владельцев АЗС повышение стоимости бензина всегда актуально, и они будут использовать любой предлог, чтобы увеличить розничную цену. Постепенные прибавки на 1-2 копейки на топливных заправках вполне допустимы, никто не обещает прекращения роста цены на топливо», – отмечает Лисицын.
По мнению ведущего аналитика по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Филиппа Мурадяна, возобновление роста акцизов на данные нефтепродукты обусловлено тем, что правительство утвердило план завершения налогового маневра, в котором предусмотрен механизм, который должен не допустить роста цен на топливо. Он заключается в введении обратного акциза на нефть, который будет компенсировать НПЗ отсутствие ранее неявно получаемой «таможенной субсидии», разницы между ценой на нефть на мировом рынке и экспортной пошлиной на нее. Размер акциза утверждается индивидуально для каждого НПЗ в зависимости от регионального логистического коэффициента и при удовлетворении НПЗ определенным требованиям по структуре выпуска.
Кроме того, отмечает эксперт, размер получаемого обратного акциза может быть скорректирован в ручном режиме в сторону повышения в случае, если оптовые цены на нефтепродукты превысят целевой уровень более чем на 10%, что и должно исключить значительный рост розничных цен на топливо при росте мировых цен на нефть, обесценении курса рубля и росте акцизов на нефтепродукты.
«С точки зрения влияния повышения акцизов на розничные цены мы не ждем скачка, поскольку он социально неприемлем; власти задействуют весь инструментарий, чтобы его избежать. Но в пределах целевого коридора постепенный рост цен, скорее всего, будет наблюдаться»,
– говорит Мурадян.
Роман Габбасов, руководитель проектов направления «Оценка и финансовый консалтинг» Группы компаний SRG, дополняет, что принятое решение о росте акцизов ожидаемо.
«В созданных условиях и задействовании механизмов маневра, по нашему мнению, НПЗ предпочтут сдерживать цены, сохраняющие минимальную маржу АЗС, нежели дадут основания для повышения экспортных пошлин», – говорит Габбасов.
Он отмечает, что если применительно к сценарию повышения акцизов рассмотреть вариант роста цены на Brent до $85 за баррель (на 7,5% от уровня цен на конец июня 2018 г.), то при удержании темпов роста цен на топливо в рамках ИПЦ на уровне 4% в год (42,57 руб. за литр АИ-92 на начало 2019 г.) при минимальной марже АЗС около 0,5 руб./л дисконт НПЗ составит порядка 5 руб./л и еще около 5 руб./л придется на механизм частичного возмещения НПЗ потерь.
По мнению Романа Блинова, руководителя аналитического департамента «Международного финансового центра», на рынке складывается устойчивое ощущение, что цены на бензин как росли, так и будут расти, несмотря на метания правительства.
«Наверное, у правительства есть козыри в рукаве против роста цен на топливо. Но и у розничных цен на основные марки бензина есть свои козыри. Мы неуклонно движемся к выравниванию стоимости бензина внутри страны с внешним уровнем цен, и с этим необходимо смириться. В Европе цены существенно выше», – говорит Блинов.
По его словам, в условиях не падающей по стоимости нефти у производителей нет стимулов к снижению цен внутри страны и рост продолжится. Если в России бензин марки А-95 стоит в среднем за август около €0,55, то, сравнив это с ценами в Австрии (€1,29), нетрудно понять, что у нас в стране дешевле. В Германии уровень цен в августе составлял около €1,47.
Блинов отмечает, что если в странах ЕС бензин стоит дороже, то его выгоднее либо поставлять туда, либо стремиться продавать внутри страны по европейской цене, компенсируя свои затраты на производство и часть недополученной прибыли. Для примера: в Норвегии, которая также является экспортером нефти и газа, литр А-95 стоит на уровне €1,76.
«Глядя на стоимость бензина в Европе, можно сделать далеко идущий прогноз о том, что нам еще догонять и догонять наших европейских партнеров»,
– сказал эксперт.
В свою очередь, Михаил Мащенко, аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ, считает, что желание в очередной раз провести повышение акцизов говорит о том, что правительству необходимы деньги для выполнения майских указов президента, а выручить их другим способом нет возможности.
«Безусловно, с прошлого раза, когда чиновники пытались увеличить акциз и встретили отпор экспертов и независимых заправок, ситуация несколько изменилась. Но говорить об отсутствии давления на отрасль нельзя»,
– говорит Мащенко.
«Повышение НДС, рост риска разгона инфляции, снижение стоимости рубля, ввод антироссийских санкций, удорожание нефти на глобальных рынках – все это может привести к очередному витку напряженности в сегменте и увеличить стоимость топлива на 5% еще до вступления изменений в силу. При этом весь перечень инструментов, который есть в распоряжении правительства, имеет долгосрочное влияние на цены и не способен оперативно изменить ситуацию», – полагает эксперт.
Мария Ромашкина