Для освоения колоссальных углеводородных ресурсов шельфа российской Арктики (около 100 млрд тонн нефтяного эквивалента, тнэ) необходимо формирование инфраструктуры вдоль Северного морского пути (СМП), который является базовой транспортной магистралью, развитие регионов и их собственной, включая логистическую, инфраструктуры. Хотя число морских портов и портов класса река-море нашей страны довольно велико (Мурманск, Архангельск, Сабетта, Дудинка, Певек, Тикси, Хатанга, Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри, Охотск, Николаевск-на-Амуре и некоторые другие), оснащение некоторых из них требует модернизации. Многие из них превратились, по существу, в локальные порты и необходимо провести серьезные работы по возвращению их в инфраструктуру СМП. Модернизация необходима практически всем (за малым исключением) портам Северного морского пути; это большая и важная работа, без которой бесперебойное функционирование СМП не может быть осуществлено. Развитие инфраструктуры СМП потребует значительных инвестиций, что просто необходимо делать за счет международного сотрудничества, а не только своими силами. А для этого необходимо повышать инвестиционную привлекательность северных областей.
Если бы сохранилась старая энергетическая стратегия до 2030 г., называемая Стратегией-2030 и утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р, то можно было бы говорить о потенциале добычи в российской Арктике к 2040 году в 587 млн тнэ, из которых 54% пришлось бы на шельфовые проекты. Конечно же, это было бы возможно при соответствующем финансировании проектов освоения. Наши оценки показывают, что для этого необходимо было бы вложить в освоение углеводородных ресурсов $4,8-6,5 трлн, из которых около 25% придется на геологоразведку. Сегодня стратегия изменилась и этих показателей достичь не удастся, однако они могут служить некоторыми опорными точками потенциальных возможностей России по добыче в Арктике.