Posted 10 августа 2018, 17:18
Published 10 августа 2018, 17:18
Modified 15 сентября 2022, 20:20
Updated 15 сентября 2022, 20:20
Агрессивный торговый протекционизм США не на шутку обеспокоил российские власти. 10 августа премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что дальнейшее усиление санкционного давления на Россию можно будет расценить как объявление экономической войны. Впрочем, антироссийские инициативы политиков США могут больно ударить и по американскому бизнесу, который уже сейчас обеспокоен возможной дестабилизацией финансового и энергетического рынков.
8 августа администрация США объявила о новых санкциях против России из-за якобы использования ею химоружия в английском Солсбери. По данным источников телеканала NBC, первый пакет предполагает полный запрет на экспорт в РФ электронных устройств и комплектующих двойного назначения, второй пакет может включать снижение уровня дипломатических отношений, запрет на полеты в США «Аэрофлоту» и почти полное прекращение американского экспорта. Антироссийские меры могут также включать санкции против нового госдолга РФ и госбанков, в том числе и запрет на расчеты в долларах.
В ответ на данные инициативы конгрессменов даже в американских СМИ было опубликовано мнение о том, что новые пакеты антироссийских санкций способны ударить и по американской экономике.
Это следует хотя бы из того, что уйти с российского рынка американскому бизнесу просто, а вот вернуться туда будет гораздо сложнее. Освободившееся место будет тут же занято компаниями из Юго-Восточной Азии.
Российские эксперты также считают, что экономические ограничения будут болезненны как для экономики России, так и для экономики Соединенных Штатов. Однако на экспорт углеводородного сырья новые санкции не повлияют, а вот если России запретят использовать доллары, американская денежная единица потеряет статус мировой резервной валюты. Кроме того, в энергетике США есть сегменты, в которых она очень сильно зависит от России – например, импорт низкообогащенного урана (НОУ).
Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов напомнил, что в 1993-2013 годах существовало ВОУ-НОУ, межправительственное соглашение между РФ и США, предусматривавшее необратимую переработку не менее 500 тонн российского оружейного высокообогащенного урана в низкообогащенный уран. Согласно этому соглашению, Россия 20 лет поставляла в США уран реакторной чистоты, производимый из высокообогащенного оружейного урана.
«Последние 5 лет доля рынка, которую занимает российский уран, существует в виде коммерческих поставок низкообогащенного урана реакторной чистоты. США покупают российский уран, так как не добывают его в нужных количествах»,
– пояснил эксперт в интервью «НиК».
Он отметил, что у американских атомщиков есть две основные проблемы с сырьем для АЭС.
«Первая заключается в том, что им не хватает собственной добычи урана, а вторая кроется в нехватке разделительных мощностей по доведению природного урана до качества реакторного. Полностью отказаться от российской работы по отделению американская сторона не может. Быстро и дешево купить в других местах работу по разделению невозможно, промышленные мощности в большинстве стран загружены на годы вперед. Свободные мощности есть только у России, она унаследовала их у СССР», – рассказал эксперт.
Анпилогов считает, что новые санкции, даже если они будут приняты в самой жесткой редакции, не способны помешать российскому энергетическому экспорту.
«Нефть, газ, уголь и даже урановый концентрат – это востребованный в мире товар. Если от урана откажутся США, его с удовольствием купит Китай, который имеет огромную программу строительства собственных атомных станций», – указал эксперт.
По его мнению, российскому экспорту американские санкции могут грозить исключительно в случае, если США запретят транзакции в долларах.
«Но это означает еще и распад международной финансовой системы, а на это США пока не готовы, поскольку это их последнее оружие. Если они откажутся еще и от доллара в нефтяных и газовых расчетах, введя санкции против российских банков, то мир распадется на валютные зоны.
И доллар потеряет значение мировой резервной валюты, а это смертельно для Соединенных Штатов»,
– заметил президент фонда «Основание».
Такой же точки зрения придерживается и директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
«Запрет на экспорт технологий очень серьезен. Но в случае запрета на транзакции в долларах Европа с удовольствием будет платить за сырье в евро. ЕС это будет выгоднее, а высвободившиеся из оборота доллары снизятся в цене»,
– заявил эксперт в интервью «НиК». Он уверен, что для США жизненно необходимо поддерживать мировую торговлю именно в долларах.
«Нехорошо, если России запретят использовать возможности американской банковской системы, но это никак не может помешать нашим расчетам с Евросоюзом и Китаем», – пояснил Журавлев.
Стоит отметить, что последние новости по продвижению российских газовых проектов, несмотря на всю санкционную шумиху, положительные. В частности, стало известно, что реализация проекта «Северный поток – 2» идет по плану, в конце июля в Германии началась укладка первых труб газопровода. Кроме того, компания Nord Stream 2 AG подала заявку на альтернативный маршрут строительства газопровода в Дании, продолжая ожидать разрешения властей страны на строительство основного маршрута.
Как заметил Анпилогов,
именно европейцы поддерживают проект «Северный поток – 2», а общая мощность приемных СПГ-терминалов, которые недавно пообещали построить в ЕС, составляет всего 15 млрд м3 в год, поэтому вряд ли американский СПГ хоть как-то способен обогреть Старый Свет.
Российские поставки газа в Евросоюз, напротив, увеличиваются. В 2017 году они достигли рекордных 193 млрд м3.
Показательным является и то, что 9 августа на заводе по сжижению природного газа «Ямал СПГ» раньше срока введена в строй вторая производственная линия.
«Третья линия будет где-то в декабре-январе. Пусконаладочные работы начнутся в конце года», – заявил журналистам глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон. Ранее предполагалось, что третья линия будет запущена в первом квартале 2019 года.
Данные факты свидетельствуют о том, что российские экспортные проекты действительно востребованы на мировом энергетическом рынке. И если России будет запрещено продавать свои углеводороды за доллары, это в конечном итоге станет очень большой проблемой именно для США.
Екатерина Вадимова