Posted 7 августа 2018, 13:57
Published 7 августа 2018, 13:57
Modified 15 сентября 2022, 20:20
Updated 15 сентября 2022, 20:20
Последние несколько лет рынок находится в ожидании наступления избытка предложения СПГ, гадая, какие из строящихся и планируемых к строительству заводов окажутся не у дел.
Последние два года европейские потребители активно наращивают потребление газа за счет низких цен в регионе и соответствующего улучшения позиций газа в межтопливной конкуренции с углем.
Но не стоит забывать, что в долгосрочном периоде газовый рынок Европы будет стагнирующим: на стороне снижения потребности в газе работает стимулирование энергоэффективных технологий и ВИЭ.
По нашим оценкам, спрос на газ в регионе в 2030 году составит всего 556 млрд куб. м – на 10 млрд куб. м ниже, чем в 2017 году.
Что касается СПГ, в Европе он практически всегда проигрывал трубопроводным поставкам. За последние 7 лет средняя загрузка европейских приемных терминалов и вовсе упала с 49% до 27%. В 2017 году увеличение импорта газа только на 24% было обеспечено СПГ.
Основная ниша для поставок СПГ формируется в АТР, преимущественно в Китае.
В 2017 году из суммарного прироста мировой торговли СПГ 42%, или порядка 16 млрд куб. м, пришлось на Поднебесную. В будущем это самый перспективный рынок сбыта сжиженного газа.
Функционирование отрасли в рамках плановой экономики позволяет предположить, что при выполнении правительственных целей импорт газа в стране вырастет на 46 млрд куб. м. Причем российский СПГ сможет занять на этом рынке достойное место, предлагая гибкие контракты с привлекательной формулой цены и вытесняя более дорогой газ из Австралии и США.
Стоимость поставки СПГ из Австралии и США в Китай составляет $10,6 и $8,2/МБТЕ соответственно. Для сравнения: проект «Ямал СПГ» в среднем тратит всего $6,1/МБТЕ при транспортировке через Севморпуть на протяжении 6 месяцев в году, и это не предел. Если этот период удастся увеличить до 9 месяцев, соответствующий показатель может снизиться до $5,8/МБТЕ. Дальнейшая оптимизация транспортных затрат возможна в связи с ростом трафика по СМП и планируемым запуском хаба на Камчатке, который позволил бы перегружать груз с танкеров ледового класса в стандартные.
Развитие Северного морского пути – стратегический приоритет для нашего государства. Рост поставок СПГ с Ямала стимулирует развитие СМП, поэтому новые проекты имеют высокие шансы получить правительственную поддержку, как и «Ямал СПГ».
Азиатские компании, скорее всего, будут проявлять высокий интерес к планируемым проектам НОВАТЭКа.
Связано это не только с конкурентной ценой российского СПГ. Дело в том, что ввод основной массы строящихся заводов СПГ закончится в 2020 году (за исключением плавучего завода в Мозамбике, который будет запущен в 2022-м). При росте потребностей в импорте СПГ на 4% в год уже в 2023 году может возникнуть дефицит мощностей по производству сжиженного газа. Поэтому решение о строительстве новых заводов российским компаниям необходимо принимать уже сегодня, чтобы стать первыми в волне проектов нового инвестиционного цикла.