По моим данным, в последние пять лет в России ежегодно происходит около 300 незаконных врезок в трубопроводы. Прямой ущерб от этих действий можно оценить в широком диапазоне от 5 до 10 млрд руб. в год, косвенный – от нарушения графиков до ликвидации последствий разливов – на порядок выше.
В целом ситуация с нелегальными врезками постепенно улучшается благодаря значительным усилиям операторов трубопроводов, правоохранительных органов и региональных властей.
Тем не менее есть и отдельные всплески активности злоумышленников, и исторически проблемные регионы. Так, возросло число врезок в Московской области. Если говорить о традиционных «лидерах», то в Самарской области ситуация улучшается, в Ленинградской также отмечено небольшое падение (с 80 до 50 врезок за последние четыре года), в Челябинской в целом картина стабильна.
Интересная деталь: при планомерном снижении незаконного отбора из нефтепроводов в течение последнего десятилетия наблюдается стабильная активность по врезкам и отбору из нефтепродуктопроводов (около 3/4 от общего числа случаев).
В известной мере это естественно: нефть требует дальнейшей переработки и, соответственно, вовлечения существенно большего числа участников схемы, что предполагает коррупционную составляющую на местном или региональном уровне. А при отборе нефтепродукта, например дизеля, в руки преступников попадает готовый товар, который можно реализовать в кратчайшие сроки с привлечением несравненно меньшего числа лиц.
Отмечу также, что преступники учатся: растет «качество» врезок, технологический уровень «специалистов», которые учитывают влияние на давление в участке трубы, состав смеси и т. д.
Прим. «НиК»: в конце июля президент Владимир Путин подписал закон о введении уголовной ответственности за неоднократные незаконные врезки в трубопроводы, который допускает наказание до 8 лет лишения свободы. Законом вводится новое положение, предусматривающее ответственность не только за разрушение или приведение объектов трубопроводного транспорта в негодное для эксплуатации состояние, но и за самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние.