Posted 11 июля 2018, 10:12
Published 11 июля 2018, 10:12
Modified 16 августа 2022, 21:51
Updated 16 августа 2022, 21:51
Агропромышленный комплекс Татарстана в 2018 году потеряет до 2,5 млрд руб. из-за повысившихся цен на топливо. Об этом в интервью казанским СМИ рассказал министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов.
По России, сказал Ахметов, сумма составит 110 млрд руб., для Татарстана это 2-2,5 млрд по сравнению с затратами на сезонные работы в 2017 году.
Весной Ахметов сообщил, что на посевную кампанию в Татарстане направят 22 млрд руб., из которых только 3 млрд – господдержка. По топливу глава региона Рустам Минниханов договаривался с ПАО «Татнефть» и ТАИФом. В мае 2018 года Ахметов сообщил, что компании обещали предоставить 140 тыс. тонн дизельного топлива по льготной цене – 33,5 руб. за литр. Половину этого количества израсходуют в течение лета, сказал министр.
На тот момент цена литра дизельного топлива на нефтебазах составляла 37 руб. По данным на 3 июля от татарстанского управления рационального использования и качества, в Татарстане максимальная цена дизеля – 42,9 руб. за литр, максимум по ПФО – 44,5 руб. за литр, средняя цена по округу – 43,65 руб. за литр.
Всего АПК региона потребляет за сезон около 200 тыс. тонн топлива, и ограничение в 140 тыс. тонн требует от сельхозпроизводителей экономии. Льготное топливо отпускают сельхозпроизводителям ежемесячно по квотам, которые рассчитывают исходя из объема засеваемых площадей. И только по предоплате.
«Конечно, горячего желания у наших крупных компаний льготно отпускать топливо нет. Они делают это с учетом просьбы президента республики. Да, это косвенная поддержка. По прошлым годам объем поддержки доходил до 800 млн руб. В этом году значительно превышает даже ту сумму. Конечно, компаниям приходится за счет собственных прибылей это отдавать», – сказал он месяц назад журналистам.
Ахметов не первый месяц бьет тревогу из-за удорожания солярки. Правительство Татарстана компенсирует до 10 руб. стоимости литра топлива. Однако на фоне падения закупочных цен на зерно и молоко потери аграриев из-за удорожания горючего могут привести к тяжелым последствиям.
В начале июня он пообещал обеспечить всю кампанию от посевной до уборочной льготным топливом.
«Такие непонятные, бешеные цены. Даже с завода дизтопливо отпускают по цене 52-54 руб. за килограмм. А мы, даже включая все транспортные затраты, услуги самих нефтебаз, приемки, хранения, отпускаем по 41 руб. килограмм топлива. Разница достигает 10 руб. Это очень серьезная поддержка», – сказал 5 июня министр.
«Когда у нас есть дисконтные карты торговых сетей и нам делают скидки, вроде мелочь, а приятно. Конечно, когда разница в цене за топливо составляет 3-5 руб. за килограмм, а за тонну 3000-5000, то есть смысл в такой поддержке. Но она не перекрывает всех расходов, которые несет сельхозпроизводитель на единицу продукции», – сказал в беседе с корреспондентом «Нефти и Капитала» глава Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Камияр Байтемиров, посетовав, что положение субъектов АПК остается тяжелым.
Повышение цен на дизтопливо и бензин отрицательно влияет на инвестиционные кредиты, которые вынуждены брать субъекты АПК. Агропромышленный комплекс, заметил он, представляет собой естественную монополию. Но, в отличие от других таких монополий, аграрии не могут поднимать цены на продукцию, как это делают производители, например, электроэнергии или тепла, из-за инфляции.
«Лучше бы было, если б экономика была сбалансированной: если инфляция растет на 12%, то и мы поднимали бы цены на продукцию минимум на 12% по сравнению с предыдущим годом», – посетовал Байтемиров. По его словам, цены на сырье снижаются, а в магазинах стоимость сельхозпродукции остается прежней или растет.
«Крайним всегда остается колхозник, крестьянин», – посетовал он.
Татарстан позиционирует себя как сельскохозяйственный регион. По итогам 2017 года валовый объем продукции составил 260 млрд руб. Дизельное топливо в регионе выпускают заводы группы «ТАИФ» и ПАО «Татнефть». В прошлом году завод «ТАИФ-НК» выпустил 8 млн тонн продукции, в том числе 4,8 млн тонн светлых нефтепродуктов. Было получено 0,5 млн тонн автомобильного бензина, 2,2 млн тонн дизельного топлива, 1,5 млн тонн прямогонного бензина и бензина газового стабильного, 0,6 млн тонн керосина и прочих светлых нефтепродуктов. Входящий в группу «Татнефти» завод «ТАНЕКО» произвел 1,4 млн тонн дизельного топлива.
Татьяна Ренкова