Недавние договоренности об использовании НОВАТЭКом в рамках проекта «Ямал СПГ» танкеров-газовозов, находящихся в долгосрочном чартере у «Газпрома», – вполне подходящее решение для поставок ямальского сжиженного газа в направлении Европы.
Как известно, в связи с ускоренным вводом в эксплуатацию второй и третьей очередей «Ямала СПГ» НОВАТЭКу требуются дополнительные газовозы.
Суда, эксплуатируемые «Газпромом», имеют достаточно высокий ледовый класс (1А – Arc4), позволяющий работать на Северном морском пути в сопровождении ледокола. Тем самым НОВАТЭК решает задачу опережающих поставок на рынок дополнительных объемов газа.
Также стало известно, что правительство планирует заказать Балтийскому заводу еще два атомных ледокола проекта 22220 дополнительно к трем аналогичным судам типа ЛК-60, которые уже строятся на предприятии. Это довольно любопытная новость, которая может свидетельствовать о двух потенциальных сценариях.
В частности, речь может идти о том, что в перспективе обеспечивать судоходство по Севморпути на восток от Ямала будут 5 ледоколов ЛК-60. Что касается предназначенных для этих целей ледоколов серии «Лидер», то их, возможно, не успеют построить к 2030 году, как предполагалось ранее.
Согласно второму сценарию, в стране планируются к реализации новые проекты по добыче углеводородов в Арктике, которые пока неизвестны широкой общественности.
В конце июня НОВАТЭК подписал с Совкомфлотом (СКФ) соглашение о стратегическом сотрудничестве в транспортном обеспечении СПГ-проектов.
Это вполне органичный союз, который объединяет ведущую российскую компанию по производству СПГ и российского лидера по использованию СПГ в качестве бункерного топлива.
Так, Совкомфлот первой из российских компаний начнет эксплуатацию нефтяных танкеров Аframax, работающих на сжиженном природном газе. Можно предположить, что СКФ примет участие в проекте создания судоходной компании, в том числе имеющей собственный ледокольный флот на СПГ, для операций в Арктике, о чем ранее заявлял НОВАТЭК. Важной предпосылкой подобного сотрудничества является позиция правительства, согласно которой вывоз углеводородного сырья из Арктики на первом этапе возможен только на судах под российским флагом, а на втором этапе – только на судах, произведенных в России.