В российском информационном поле разгорается скандал, связанный с данными о массовом «недоливе» топлива на российских АЗС. Конечно, сенсации в этой информации нет: автолюбители хорошо знают, что некоторые автозаправки грешат подобным образом. Но масштабы, выявленные Федерацией автовладельцев России (ФАР), поразили даже бывалых.
ФАР заявила, что на 76% АЗС страны топливо недоливают, поэтому реальная стоимость бензина на них составляет около 55 руб. за литр.
Заметим, что данная проверка «внезапно» совпала с широким обсуждением возможного банкротства значительной доли российских независимых автозаправок из-за повышения оптовых цен на топливо и ограничения роста стоимости ГСМ в рознице.
В ходе мониторинга ФАР были проверены 5 вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), 21 федеральная и региональная сеть, а также 8 мелкосетевых и частных АЗС в 13 регионах РФ. Недолив среди ВИНК («Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть», «Татнефть», «Славнефть», «Башнефть») составил 20%, один из пяти (недолив 1,63% – на уровне погрешности). Среди федеральных и крупных региональных сетей недолив выявлен в 81% случаев (средний недолив – 4,97%, максимальный – 19,03%). Среди мелкосетевых и частных АЗС недолив составил 100% (средний недолив – 5,66%, максимальный – 8,03%). Средний недолив по выборке составил 5,05%, а значит, его фактически можно приплюсовать к цене за литр и получается, что топливо стоит не 44-45 руб. за литр, а все 55 руб. ФАР отмечает, что на большинстве заправок качество топлива не соответствовало заявленным стандартам.
Федерация автовладельцев России на основании своих исследований делает довольно закономерный вывод:
«Если оптовая цена на бензин выше розничной, это неминуемо приводит к снижению качественных и количественных показателей отпускаемого на АЗС топлива, а значит, у всех нас есть риск не только заправить топливо сомнительного качества, но и заплатить «за воздух».
Подобного мнения придерживается и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая допускает возможность недолива топлива на АЗС из-за попыток их владельцев покрыть убытки от диспаритета оптовых и розничных цен. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша и вовсе считает, что ситуация может быть вызвана убыточностью всех АЗС в России, как независимых, так и принадлежащих ВИНК, что может толкать владельцев АЗС на противоправные действия.
Президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин, напротив, уверен, что владельцы российских автозаправок не заинтересованы в недоливе топлива клиентам, а то, что выявила проверка федерации автовладельцев, – частные случаи, а не тенденция сегодняшнего рынка розничной продажи нефтепродуктов.
Независимый топливный союз, в свою очередь, предположил, что независимым АЗС необходимо спасать репутацию. И попросил юристов оценить с точки зрения подачи иска о клевете выводы исследования ФАР о том, что 76% АЗС страны недоливают.
«Мы не отрицаем, что существует проблема недолива, но она не такая распространенная, как пытаются показать представители ФАР. Надо отдать должное службам Росстандарта, которые отслеживают ситуацию на АЗС. И у регулятора есть достаточный инструментарий для воздействия на нерадивых владельцев – оборотные штрафы»,
– заявил президент союза Павел Баженов. Претензии у союза есть к технологии и выборке исследования: как отмечается в сообщении, делать выводы обо всей генеральной совокупности – 25 тыс. АЗС в 85 регионах страны – на основании данных по 34 АЗС в 13 субъектах по меньшей мере непрофессионально.
«Насколько я понимаю, замеры были осуществлены за счет проточных датчиков, встроенных в бензобак. Что это за датчики? Насколько они точны? Надо с известной долей критичности относиться к подобного рода заявлениям», – сказал Баженов.
Стоит отметить, что шумиха с тотальным недоливом топлива возобновила интерес регулятора к качеству горюче-смазочных материалов, которые реализуются на рынке. Хотя еще 3 года назад этой проблемой занималась даже прокуратура. По итогам проверок Росстандарта за первую половину 2018 года, опубликованным в «Российской газете», доля выявленных нарушений среди АЗС в части реализации некачественного топлива составила 12,2%, доля нарушений по физико-химическим характеристикам топлива – 9%. Сумма наложенных на заправки штрафов превысила 28 млн руб.
Сейчас Роскачество совместно с Росстандартом собирается возобновить проверку АЗС сразу по нескольким направлениям – проверить бензин на фальсификацию, соответствие топлива заявленному октановому числу, наличие присадок, качественные характеристики, а также недолив бензина. Всего будут исследованы более 30 параметров.
Кроме того, в процессе исследования планируется провести проверку профессионализма и оснащенности лабораторий, аккредитованных на исследования бензина.
«В этой части к проекту присоединится Росаккредитация, мы надеемся, что совместная работа сразу трех организаций – Роскачества, Росстандарта и Росаккредитации – создаст в числе прочего дополнительный спрос на честные испытания топлива и будет способствовать расширению списка аккредитованных лабораторий и, конечно, улучшению качества бензина в нашей стране»,
– сообщили в Роскачестве.
По мнению отраслевых экспертов, опрошенных «НиК», контроль за работой АЗС действительно должны осуществлять государственные регуляторы, поскольку исследования общественных организаций вызывают слишком много вопросов.
Генеральный директор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Илья Мороз отметил, что у него есть сомнения в корректности и честности проведения данного исследования ФАР.
«Похоже на провокацию. Никто не отрицает, что такие факты (недолива топлива – «НиК») на независимых АЗС и на автозаправочных станциях ВИНК присутствуют. С ними нужно работать и бороться, так как, разумеется, неправильно, когда обкрадывают покупателя», – заявил эксперт в интервью «НиК».
Он подчеркнул, что совершенно неправильно интерпретируются результаты исследования ФАР.
«Это подается через призму того, что участников рынка вынуждают вести себя подобным образом. Мне кажется, это подтасовка, так нельзя бороться с проблемой. Нужно отстаивать свои интересы правовыми методами. Воровать нельзя ни при каких обстоятельствах», – считает Мороз.
Отвечая на вопрос, будут ли какие-то последствия этого исследования для участников рынка, он заметил, что последствия могут быть в случаях, если факты подтвердятся проверками, которые будут проводиться в соответствии с регламентами и нормами, утвержденными законодательством.
«Если факты подтвердятся, а не будут носить характер очернения или PR-компании. Виновные должны нести ответственность»,
– резюмировал генеральный директор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам».
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин напомнил, что несколько лет назад большой общественный резонанс вызвала тема качества бензина.
«К проблеме некачественного банзина привлекалась прокуратура. Но я не уверен, что после этого качество бензина сильно повысилось. Впрочем, прокурорская проверка определенную работу в данном направлении гарантирует», – заметил эксперт в интервью «НиК».
Он также напомнил, что методику проверки, которой пользовалась ФАР, официально не утверждали.
«Для того чтобы серьезно относиться к результатам исследований, методика должна быть согласована и подтверждена. Пока эта информация больше напоминает PR-кампанию Федерации автовладельцев России. Я не против подобных исследований, но в любом случае они должны быть легитимны. Только после этого к результатам исследований можно относиться серьезно и подключать прокуратуру»,
– заявил Пикин. Он уверен, что, если данной проблемой займется Росстандарт, у которого есть все полномочия, его исследования будут полезны для всех.
Стоит отметить, что российские законодатели по итогам исследования ФАР уже предложили ужесточить наказание за обман потребителя. Депутатская группа «Справедливой России» внесла на рассмотрение Госдумы РФ законопроект об ограничении роста цен на бензин и авиакеросин уровнем инфляции. Согласно основным положениям этого документа, рост розничных цен на топливо не может быть выше прогнозируемого уровня инфляции, который устанавливается законом о бюджете Российской Федерации на очередной год.
«Анализ структуры формирования цены моторного топлива показывает, что в России чрезвычайно высокие наценки как в розничном, так и в оптовом сегменте, составляющие около 20% его стоимости, тогда как в мире объем указанных наценок составляет около 10%.
Все указанные обстоятельства дают основания сделать вывод о том, что на российском топливном рынке может иметь место ситуация, связанная с нарушением антимонопольного законодательства РФ, при которой цены формируются нерыночными методами под влиянием возможного сговора нескольких крупных игроков», – говорится в пояснительной записке депутатской группы.
Легко можно предположить, что противостояние властей и владельцев частных АЗС продолжится.
Екатерина Вадимова