Posted 21 июня 2018,, 10:40

Published 21 июня 2018,, 10:40

Modified 16 августа 2022,, 21:50

Updated 16 августа 2022,, 21:50

ЛУКОЙЛу не повезло с Таймыром

21 июня 2018, 10:40
ЛУКОЙЛ прекратил бурение на Восточно-Таймырском участке из-за его бесперспективности
Сюжет
ЛУКОЙЛ

Глава ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов 19 июня в интервью «Интерфаксу» заявил, что компания прекращает бурение на Восточно-Таймырском участке. «Мы приняли решение демонтировать и вывезти буровую. Мы считаем, что пробуренная скважина и имеющаяся сейсмика не дают основания полагать, что там есть нефтегазовая провинция. Мы пока оставим за собой лицензию для проведения уже камеральной работы без бурения дополнительной скважины», – сказал он в ответ на вопрос о планах компании по проекту.

ЛУКОЙЛ на Восточном Таймыре

Восточно-Таймырский нефтегазовый участок расположен в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, его площадь составляет 13,8 тыс. кв. км. Ресурсы этого участка, прилегающего к шельфу, оцениваются в 4,5 млн тонн нефти, 9,3 млрд куб. м газа и 0,5 млн тонн конденсата по категории D2.

Напомним, лицензию на Восточно-Таймырский участок в 2015 году получила дочерняя структура «ЛУКОЙЛа» «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» после аукциона и последующего за ним разбирательства – «Роснефть», также разрабатывающая месторождение в Восточной Сибири, подала в суд на Роснедра, поскольку сочла, что конкурс на участок был проведен с нарушениями.

Но суд встал на сторону «ЛУКОЙЛа», и в феврале 2016 года на месторождении стартовали сейсморазведочные работы 2D в объеме 2421 погонный километр.

В декабре 2017 года компания признала, что по результатам бурения первой, вертикальной скважины глубиной 5,5 тыс. метров ожидания не оправдались.

На участке оказалась достаточно низкая насыщенность углеводородов и небольшие мощности пластов. «Пока мы разочарованы. Мы открыли там залежи углеводородов, и по результатам бурения этой скважины мы должны провести переинтерпретацию информации о геологии этой провинции, но то, что мы ожидали там найти, пока, к сожалению, не открыли. Там достаточно низкая насыщенность углеводородов и небольшие мощности пластов», – сообщил тогда Вагит Алекперов в интервью газете «Коммерсантъ». По его словам, такие объемы недостаточны для того, чтобы «в столь отдаленном регионе обустраивать эти месторождения».

Первый вице-президент компании Александр Матыцын на дне инвестора в Лондоне озвучил списание расходов на бурение «сухих» скважин в IV квартале 2017 года – 9 млрд руб., большая часть которых пришлась на Восточно-Таймырский участок.

В мае 2018 года Сергей Донской, занимавший в тот момент пост главы Минприроды, сообщил, что компания все-таки намеревается продолжать исследования участка.

Главгосэкспертиза одобрила инженерные изыскания для подготовки бурения двух новых разведочных скважин, их бурение должно было начаться в 2019 году.

Теперь же Вагит Алекперов пояснил, что бурение на участке осуществляться не будет, а компания оставляет лицензию «для проведения камеральной работы».

Почему ЛУКОЙЛ не нашел нефть

Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев в интервью «НиК» отметил, что долго и серьезно занимался геологией этого района, но его точка зрения может не совпадать с точкой зрения геологов «ЛУКОЙЛа» и «Роснефти».

По мнению эксперта, сама по себе нефтегазоносность этого района несомненна, и возможность нахождения там месторождений градации «уникальное» очень велика.

Однако разработка местных углеводородов осложняется прежде всего геологической структурой. «Восточный Таймыр и побережье Хатангского залива образовались в триасовый период, который следует сразу после пермского периода. Основной период нефтенакопления пришелся на пермь. Именно в перми сформировались нефтяные залежи на этом участке, они там есть, и их там много. Но в триасовое время Таймыр стал отплывать от материка. Начался очень серьезный вулканический процесс. В результате пермские отложения, которые являются основными нефтеносными отложениями, были перекрыты толстым слоем лавы. Породы преобразовывались и из хорошего коллектора спеклись в полупроницаемый конгломерат, содержащий в основном битумы, т.е. окисленную нефть. Местами там присутствуют карманы, которые пропеклись меньше, есть те, что пропеклись больше.

В 40-е годы XX века, когда в этом районе были открыты первые шесть месторождений, были пробурены первые скважины. Еще тогда они стали работать скачкообразно: то давать выброс нефти, потом надолго замирать. Это связано с тем, что там очень неоднородный коллектор», – рассказал о геологии Восточно-Таймырского участка Рустам Танкаев.

Он предположил, что при освоении компания пробурит большие горизонтальные участки и проведет постадийный гидроразрыв пласта, который значительно увеличит зону дренажа: «В этом случае при наличии углеводородного сырья можно было бы получить очень хорошие притоки. Но я не знаю всех деталей того, как велись работы. В результате залежи на Журавлиной площади признаны некондиционными.

О трапповом магматизме триасового периода и сложных коллекторах я говорил заранее представителям «ЛУКОЙЛа» и «Роснефти». Тогда это прошло как особое мнение, но оказалось, что оно было правильным»,

– заметил эксперт.

Впрочем, и по климатическим, и по инфраструктурным характеристикам, а также по наличию рабочей силы Восточная Сибирь и Таймыр в частности – «сложные» территории.

Другим компаниям Таймыр открывает перспективы

Однако «Роснефть» осваивает другие участки полуострова и успешно. В начале апреля 2017 года компания приступила к бурению самой северной на российском арктическом шельфе скважины «Центрально-Ольгинская – 1» на Хатангском лицензионном участке. Глава компании Игорь Сечин отмечал, что ресурсный потенциал только по морю Лаптевых достигает 9,5 млрд тонн нефтяного эквивалента по оценке специалистов.

В октябре того же года «Роснефть» рапортовала, что новое месторождение Центрально-Ольгинское на Таймыре – крупнейшее в Восточной Арктике.

Месторождение расположено в 350 км северо-восточнее пос. Хатанга, шельфовая часть месторождения находится в акватории Хатангского залива. Запасы углеводородов Центрально-Ольгинского месторождения «Роснефти», подтвержденные ГКЗ, составили 81 млн тонн по категориям С2+С1.

К слову, всего на арктическом шельфе «Роснефти» принадлежит 28 лицензионных участков с суммарными ресурсами 34 млрд тонн нефтяного эквивалента. Доля «Роснефти» превышает 78% общей площади лицензионных участков в Арктике.

Кроме «Роснефти» на Таймыре работает «Таймырнефтегаз» (ТНГ), относящийся к группе Эдуарда Худайнатова. ТНГ осуществляет проект по геологическому изучению и последующей разработке Пайяхинского нефтяного месторождения, расположенного в новом регионе нефтегазодобычи – юго-западных районах Енисей-Хатангского блока на территории Красноярского края. Проект «Пайяха» – один из крупнейших, реализующихся на уникальной геологической структуре, к тому же обладает выгодным экономическим расположением.

Проект «Пайяха» включает группу из 6 месторождений. В настоящее время он находится на стадии разведки и подготовки к освоению, демонстрирует прирост запасов.

Доказанные запасы по категории С1 +С2 составляют 163,1 млн тонн нефти. ТНГ по итогам геологоразведочных работ ожидает прирост запасов на «Пайяхе» в 2,5-3 раза – до 1 млрд баррелей н.э., порядка 130-170 млн тонн нефти (оценка запасов по 2Р международного аудитора D&M).

Пуск проекта в опытно-промышленную эксплуатацию запланирован на 2023 год. Выход Пайяхи на прогнозную полку добычи более 18 млн тонн нефти – в 2028 году, пик добычи 21,9 млн тонн ожидается в 2030 году. Поэтому «Таймырнефтегаз» может стать первым, кто запустит в промышленную эксплуатацию нефтяное месторождение на Таймыре.

Запасы Пайяхи высокого качества – нефть малосернистая и маловязкая. По расчетам экспертов, ее премиальность составляет $3-4 за баррель к Brent. Проект позволит осуществлять 100% поставки нефти в Европу и страны АТР круглогодично и без ограничений трубопроводной системы «Транснефти».

Транспортировка нефти с проекта «Пайяха» также планируется через нефтеналивной терминал Таналау, который будет построен в устье Енисея.

Его первая очередь мощностью 15 млн тонн заработает к 2025 году. Вторая очередь этого терминала обеспечит круглогодичный доступ к сырью конечных потребителей нефти. «Таймырнефтегаз» также рассматривает возможность реализации на Таймыре СПГ-проекта.

ТНГ оценивает стоимость проекта «Пайяха» в $40 млрд, а его суммарный денежный поток – в $145,2 млрд. Срок окупаемости проекта – девять лет, а после запуска добычи – четыре года.

Перспектива у Восточного Таймыра есть

На Восточную Сибирь в целом возлагает надежды и правительство РФ. Несмотря на трудо- и капиталозатраты на освоение сурового края, компании борются за лицензии на восточносибирских участках – развитие добычи здесь сопряжено с активным освоением Восточной Арктики и Северного морского пути. Осложняется дело расстояниями, климатом и отсутствием рабочей силы (население Восточной Арктики в общей сложности составляет 2 тыс. человек примерно на 3 млн кв. км), и по большому счету нефтяные компании в регионе выступают как организаторы инфраструктуры.

По мнению Рустама Танкаева, перспективы есть и у Восточно-Таймырского участка: если перенести зону бурения на Восточно-Таймырском немного в сторону, найдется большое количество подготовленных для бурения структур.

«Я рекомендовал идти на восток в сторону Оленекского месторождения битумов. Оно гигантское, в пермский период представляло из себя самое больше нефтяное месторождение на Земле. Однако из-за того, что оно было без «покрышки», та нефть, которая вышла на поверхность, окислилась, но там не было магматизма, а значит, доступ к углеводородам будет проще», – пояснил Рустам Танкаев.

"