Почем бензин для народа?

18 июня 2018, 13:14
Реакция регионов на подорожание топлива

Рост цен на бензин продолжает быть самой актуальной социально-экономической темой последних нескольких недель, хотя в последние дни правительству все же удалось взять ситуацию под свой контроль и в ряде регионов цены даже немного снизились. Немалую роль в этом процессе сыграло пристальное внимание президента Владимира Путина.

Напомним, что в ходе «Прямой линии» с президентом 7 июня во время обсуждения ситуации с ростом цен на бензин вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак предложил принять дополнительные меры воздействия на нефтяные компании в виде повышения экспортных пошлин. Он указал, что эту меру стоит применять в случае невыполнения нефтяниками взятых на себя в конце мая обязательств сохранить текущие цены на бензин и дизельное топливо.

«Мы внесем буквально завтра в Госдуму законопроект, который поможет обеспечить равновесие цен на моторное топливо на внутреннем и внешнем рынках. У правительства появится возможность повышать экспортную пошлину на нефть. К этому нефтяные компании отнеслись с пониманием. Угроза будет в руках правительства. У нас появляется дополнительная возможность для того, чтобы реагировать ситуацию на внутреннем и внешнем рынках», – сообщил президенту вице-премьер правительства.

«Готовьте этот законопроект. Я его поддержу», – отреагировал Владимир Путин.

Экспертное сообщество в большинстве регионов страны пока не в восторге от «пожарных» мер правительства. Большинство указывает, что нужны комплексные шаги по стабилизации ситуации: при малейшем ослаблении «ручного регулирования» цены вновь рванут вверх.

Москва

Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев в интервью «НиК» отметил, что такая мера внутреннего рынка топлива, как ввод «возвратного» акциза, немного улучшит ситуацию. Но одно дело – решение кабинета министров, и совсем другое – практика его применения. Эксперт считает, что повышение экспортных пошлин также может улучшить ситуацию, но для этого их надо сравнять с пошлинами на вывоз нефти.

«Налоговый маневр» в нефтяной отрасли, инспирированный Международным валютным фондом, идет прямо вразрез интересам России. Для страны он вреден со всех точек зрения. Его суть состоит в том, чтобы убрать все барьеры между Россией и соседними странами. Если довести маневр до конца, стоимость бензина в РФ поднимется до 70 руб. за литр. Конечно, по таким ценам наша страна сможет топливо даже импортировать, ведь раньше в РФ завозили много бензина, но покупать его будет некому. Покупательная способность населения такова, что в ряде регионов люди перестали ездить в соседние области. Россияне попали в ситуацию, когда у них нет денег, чтобы покупать достаточно топлива для поддержания достойного уровня жизни», – пояснил Танкаев.

Эксперт уверен, что для выхода из ситуации необходимо сделать три важных шага.

«Помимо отмены налогового маневра, первый шаг – отказ от акцизов на бензин. Напомню, что, когда вводили дорожный налог, говорили о том, что он будет вместо акциза, а получилось, что его ввели вместе с акцизом. Второй – укрепление национальной валюты хотя бы до 60 руб. за евро. Третий – введение заградительных пошлин. Нужно уравнять пошлины на бензин и на нефть», – заявил эксперт.

Он заметил, что пока кабинет министров не решается пойти на эти меры, так как интересы бюджета, к сожалению, идут вразрез с интересами населения.

Волгоградская область (ИА «Новости Волгограда»)

Руководитель крупной волгоградской транспортной компании: «Каждый год растут цены, и каждый раз нам обещают принять меры. Контроль за заправками устанавливать не нужно, нужно устанавливать контроль за оптовыми продавцами и принимать дополнительные меры воздействия на нефтяные компании. Не может быть такого, что на НПЗ нефть по одной цене, а на заправках – совершенно по другой. Такого не бывает. Заправки берут продукт по той цене, по которой отпускает им завод. Поэтому нужно контролировать нефтегигантов».

Председатель комитета Волгоградской областной думы по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и дорожному хозяйству Дмитрий Калашников: «То, что прозвучало в ходе «Прямой линии» из уст вице-премьера Дмитрия Козака, – это оперативная реакция на ситуацию. А здесь нужны системные меры. Главным, по моему мнению, должно быть внесение изменений в Налоговый кодекс, которые бы привязывали ставку экспортной пошлины к мировым ценам на нефть. Надо ввести такой же плавающий курс, как и на валютном рынке, к примеру. Формирование таких гибких механизмов позволило бы защитить внутренний рынок».

Ростовская область (RostovGazeta)

Депутат областного Законодательного собрания Сергей Косинов: «Раз Путин сказал, значит, возможно «заморозить» цены на бензин. Но их не «замораживать» надо, а снижать. Сначала они повысили цены до нужной отметки, теперь «замораживают». Они же выполнили свою задачу, не дав при этом нормального объяснения. Тот бензин, что сейчас закупили продавцы, будет стоить в ближайшее время около 50 руб. Это хорошо, что рост цен остановили, правительство это сделало из-за того, что назревает народный бунт. Однако они должны были озаботиться этим вопросом ранее, как Лукашенко в свое время приказал прокуратуре следить за ценами».

Директор ассоциации «Фермеров Дона» Вадим Бандурин: «Цена на бензин не перестанет расти. Для аграриев цены на топливо – это особо болезненный вопрос. До уборочной кампании осталось всего две недели, и именно в этот момент максимально повысились цены на бензин. Это серьезный фактор, повысится себестоимость кампании. С учетом того, что была засуха и юг России серьезно пострадал, будет снижение урожайности и повышение себестоимости производства за счет роста ГСМ. Цена на бензин будет повышаться, однако более медленно».

Ставропольский край (NewsTracker)

Сопредседатель Ставропольского краевого отделения общероссийской общественной организации «Опора России», член Общественной палаты Ставропольского края Павел Мрвалевич: «Повышение цен на топливо – несвоевременное явление по причине сезонных сельскохозяйственных работ и отпускного сезона. Государство – это основной регулятор цен, а у крупного бизнеса есть свои амбиции и свои интересы, которые он пытается лоббировать. Цены на топливо, независимо от курсов валют и цен на нефть, имели одностороннюю направленность – вверх. Государство утратило контроль над монополиями, ФАС не может их контролировать.

Мы должны гнать не сырую нефть по трубам, а производить высококачественное топливо, пластик. Нефтепереработка должна развиваться как отрасль – у нас для этого есть все: образование, ресурсы, технологии, территория. Все это не развивается благодаря некоторым положениям о якобы необходимости развития экспорта. Развивайте экспорт, но вначале нужно насытить сырьем страну.

«Ручное управление» Козака – это положительно, но одномоментно: возмущение народа утихнет, цены опять пойдут вверх. Государству пора принять окончательное решение и заниматься насыщением внутреннего рынка. И таможенное, налоговое, акцизное законодательство должно способствовать этому.

Депутат думы Ставропольского края Виктор Лозовой: «Монополии не должны иметь возможность по несколько раз в год поднимать цены на нефть и топливо. Мы уже привыкли, что в канун уборки урожая резко поднимают цены на бензин. И при нынешней сложной экономической ситуации для всех жителей Ставропольского края, прежде всего для малоимущих и пенсионеров, это обидно и непонятно.

Ручное управление ценами – ненужный шаг. Есть государственное задание, есть четкая государственная политика в области ценообразования – именно это должно стать основой их деятельности. Я ни разу не видел, чтобы цены на бензин, раз поднявшись, опустились бы потом на прошлую отметку, какой бы ситуация ни была. Все останется на прежнем уровне, а цены будут расти до уровня мировых. При этом – при одинаковых ценах на бензин в России, Германии, США и других странах – зарплаты в России останутся нынешними. Очень жаль, что мы не думаем о людях».

Свердловская область (TagilCity.ru)

Депутат Законодательного собрания Свердловской области Вячеслав Вегнер: «По бензину – благие намерения, но выполнены они вряд ли будут. На какое-то время цены стабилизируются, затем пойдут опять потихоньку вверх. Как только цена нефти начнет опускаться и будет ниже $70, акциз вернут. В прогнозе – цена бензина 56-58 руб.».

Координатор движения «РосЯма» по УрФО Алексей Беззуб: «За месяц цены выросли на 10%, или на 120% в годовом исчислении. К правительству в целом и к Козаку в частности есть два вопроса: 1. В связи с чем произошел такой резкий рост на топливо, нефть уже давно дорожает, а сейчас начала падать? 2. Что делает правительство, чтобы снизить цены на топливо и вернуть их к мартовским значениям? То, что они остановили рост цен, вообще никого не интересует. Цены они должны вернуть на прежний уровень».

Общественник, председатель общественного движения «Тагил без ям» Никита Чапурин: «Речь идет не о регулировании цен, а о замораживании на определенный срок. Пока нефтяные компании, в особенности государственные, считают нормальным компенсирование недополученной прибыли за счет внутреннего рынка, ни о каком регулировании цен речи быть не может. Снижение акцизов позволит снизить темпы роста, но цены все равно продолжат расти. Это проверенная временем методика. Резкое повышение стоимости бензина провоцирует народные волнения, вмешивается правительство, нефтяников держат в узде полгода, и все по новой. Внутренние цены не должны привязываться к экспорту. Правительство должно установить твердые цены для россиян. Пусть корпорации зарабатывают на внешней торговле, а на российском рынке поддерживают розничную сеть за счет продажи услуг и товаров на АЗС. Фактически они сейчас на этом получают значительную часть своей прибыли».

Эксперт Российской ассоциации по связям с общественностью Эдуард Коридоров: «Происходящее – маневр властей, направленный на то, чтобы успокоить общественность и одновременно удовлетворить интересы нефтяного бизнеса. И диалог бизнеса с правительством, и озвучивание жестких контрмер власти – все это произошло уже после того, как рост цен на бензин состоялся и взбудоражил общество. К правительству есть законный вопрос: почему о сдержках заговорили только сейчас? Это лишний раз доказывает, что стоимость топлива на внутреннем рынке сегодня скорее политический вопрос, нежели экономический. Полагаю, на сегодняшний день задача решена: крупные компании получили необходимый дополнительный доход, а руководители страны приняли меры, чтобы вслед за ростом цен не последовал рост общественного недовольства. Однако работающего механизма регулирования цен на топливо так и не появилось».

Приморский край (РИА «Восток-Медиа»)

Руководитель рабочей группы «Честная и эффективная экономика» Приморского регионального штаба ОНФ Алексей Тимченко: «Отмена повышения акцизов на топливо внутри страны, возможность введения пошлины на жидкие углеводороды, усиление работы со стороны контролирующих органов – это абсолютно правильный шаг. Я считаю, что в основе стабилизации должны лежать рыночные механизмы, прежде всего увеличение конкуренции в данном сегменте рынка. В Приморье, насколько мы знаем, есть даже планы по строительству нефтеперегонного завода. Это как раз один из реальных механизмов снижения цен на бензин. Чем больше на территории региона будет производителей и поставщиков топлива, тем лучше будут конкурентные условия. Контролирующие органы должны отслеживать ситуацию в режиме реального времени, в особенности на тех территориях, где слабые конкурентные условия – например, в удаленных городах, где есть только одна сеть заправок».

Депутат Владивостокской городской думы четвертого созыва Андрей Галицких: «Все происходящее с ценами на бензин – банальная экономика. И рост, и его стабилизация были изначально спланированы и не зависели от решений и действий нефтяных компаний и правительства. Почему Путин не сказал, что запущен процесс не стабилизации, а понижения цены до уровня 1980 или 1990 года, например? Этого я не услышал. По-моему, народ просто обманули игрой слов. Скорее всего, после достижения тех показателей, которые были нужны (в том числе топливным компаниям и государству), и началась заморозка цены.

Екатерина Вадимова

#Цены на бензин и дизельное топливо #Цены на бензин #Бензин #Аналитика
Подпишитесь