Posted 6 июня 2018, 14:05

Published 6 июня 2018, 14:05

Modified 15 сентября 2022, 20:20

Updated 15 сентября 2022, 20:20

Александр Былкин: Модель регулирования топливных рынков не прошла проверку

6 июня 2018, 14:05
Превышение оптовых цен над розничными – апофеоз текущей модели регулирования российского топливного рынка

Превышение оптовых цен над розничными – апофеоз текущей модели регулирования российского топливного рынка. Долгое время она выдерживала изменения внешней конъюнктуры для поддержания стабильных внутренних цен и обеспечения комфорта отраслевых игроков. Но лимит гибкости был исчерпан в результате беспрецедентного ослабления рубля при росте цен на нефть.

Переработка и сбыт зажаты между волатильными мировыми котировками на нефть и нефтепродукты, непредсказуемым курсом рубля и удерживаемой от роста внутренней розничной ценой.

Российские НПЗ покупают подорожавшую нефть по нетбэку за доллары, по сопоставимо возросшим ценам в валютном выражении они должны продавать и продукты своей переработки. Проблем нет при реализации на экспорт, но они возникают на внутреннем рынке при переводе в рубли.

Нетбэк на АИ-92 с июля 2017 года вырос на 14 руб./л вследствие увеличения цен нефть и ослабевания рубля, соразмерно должна была возрасти и стоимость на АЗС. Но поднадзорная розница увеличилась всего на 4 руб./л, а оставшиеся 10 руб./л стали потерями заводов и заправок.

Убытки сегмента downstream для ВИНК ощутимы, но они с избытком компенсируются доходами от реализации сырой нефти.

Именно поэтому компании могут поддерживать внутренние оптовые цены на 5-7 руб./л ниже нетбэка, но этого все равно не хватает для поддержания прибыльности розничного сегмента. Это особенно критично для независимых поставщиков, ведь на каждом литре они терпят убыток порядка 4 руб. Если бы не этот нюанс, то можно было бы повременить с регуляторными решениями. Но игнорировать такую диспропорцию невозможно, и правительство пошло на логичное снижение акцизов. Если все заявленные намерения будут реализованы, бюджет потеряет 120 млрд руб. до конца года. Но эта цифра несопоставима с дополнительными поступлениями от дорогой нефти при слабом рубле.

Закономерная инициатива по сокращению акцизов должна решить краткосрочные проблемы. Однако в случае изменения мировой конъюнктуры потребуются новые ручные корректировки.

Чтобы сделать систему по-настоящему гибкой и предсказуемой, требуется разработка нового механизма. Сейчас рассматриваются варианты введения плавающего акциза, зависящего от цены на нефть и курса валют. Проработка этого вопроса требует времени, но в результате должно быть решено большинство накопившихся и будущих проблем.

Подпишитесь