Тема российских регионов доминировала в недавнем времени и в политической, и в экономической повестке дня. Начало было положено массовыми отставками глав российских регионов. С 25 сентября своих постов лишились губернаторы Самарской области Николай Меркушкин, Нижегородской области Валерий Шанцев, Красноярского края Виктор Толоконский, Ненецкого округа Игорь Кошин, глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Отставку прочат главам еще одиннадцати российских регионов. Выстраивание политической вертикали в стране достигло своего апогея.
Политические решения трансформируются в экономические. Благодаря проходившей в Южно-Сахалинске конференции «Нефть и газ Сахалина» в СМИ просочилась информация о готовящихся изменениях по перераспределению нефтегазовых доходов, поступающих в региональный бюджет от реализуемых на Сахалине проектов, действующих на основе соглашений о разделе продукции (СРП). У Сахалинской области собираются отобрать в пользу федерального бюджета значительную долю доходов от добычи нефти и газа, извлекаемых на шельфе. Об этом нашей редакции сообщил источник в одном из федеральных ведомств:
Позднее информацию подтвердили и источники РБК: издание узнало о подготовке поправок в Бюджетный кодекс, на основе которых с 1 января 2018 года будут перераспределены доходы от налога на прибыль участников соглашения о разделе продукции (СРП) нефтегазового проекта «Сахалин-2». По данным агентства, текст поправок уже подготовлен, но еще не внесен в Думу.
Отметим, что
решение готовится на фоне рекордного падения бюджетных поступлений и расходов в Сахалинской области.
По данным мониторинга экономической ситуации в России, подготовленного РАНХиГС и Институтом Гайдара, итоги первого полугодия 2017 года для российских регионов неоднозначны: вроде бы экономика выходит из кризиса, но динамика доходов населения и потребления выглядит, увы, далеко не оптимистично. В 15 из 85 российских регионов доходы бюджетов сократились, сильнее всего – в нефтегазодобывающей Сахалинской области (-29%) и Ханты-Мансийском автономном округе (-21%) из-за резкого снижения поступлений налога на прибыль. Сахалинская область лидирует среди 25 российских регионов, в которых снизились и бюджетные расходы.
По информации губернатора региона Олега Кожемяко, озвученной в ходе конференции «Нефть и газ Сахалина», если в 2015 году доходы сахалинского бюджета от нефтегазовых проектов, реализуемых в области, составили 170 млрд руб., то уже в 2016 году они упали до 95 млрд руб. (из общего объема поступлений в региональный бюджет в 132 млрд руб.). В 2017 году ожидается порядка 85-100 млрд руб. бюджетных поступлений, из которых около 65 млрд руб. будут «нефтегазовыми». Губернатору области остается надеяться лишь на сохранение уровня бюджетных поступлений и в 2018 году.
На сегодня большая часть морской нефтедобычи в России сосредоточена именно в Охотском море, где добывается более 18 млн тонн из более чем 22 млн тонн, извлекаемых на шельфе страны.
Здесь реализуются крупнейшие проекты СРП с участием зарубежных компаний – «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Регион является лидером по объему привлекаемых иностранных инвестиций. В первом квартале 2017 года они составили $2,17 млрд (80% от объема прямых инвестиций в Дальневосточном федеральном округе).
По данным компании «Сахалин Энерджи», в 2016 году 60% доходов бюджета Сахалинской области обеспечили поступления от «Сахалина-2». Всего с начала реализации проекта (более 20 лет) компания-оператор перечислила $22 млрд в бюджеты разных уровней Российской Федерации, включая $8,8 млрд в областной бюджет. По данным РБК, за счет изъятия части доходов, поступающих в сахалинский бюджет от проекта «Сахалин-2», государство хочет профинансировать другие дальневосточные проекты, перераспределив поток капиталовложений в ДФО.
Подготовку изменений о дальнейшем сокращении поступлений в сахалинский бюджет от проекта «Сахалин-2», реализуемого в области, многочисленные источники в различных федеральных ведомствах связывают с именами заместителя министра энергетики Кирилла Молодцова, заместителя министра финансов Ильи Трунина, а также председателя комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николая Харитонова.
Редакция отправила соответствующие запросы в адрес ведомств и приемной главы комитета Государственной Думы с просьбой подтвердить информацию, но пока получить ответ не удалось.
По словам главного экономиста VYGON Consulting Сергея Ежова, в готовящихся изменениях речь идет не о пересмотре условий СРП, а о поправках в бюджетное законодательство. Поправки касаются перераспределения доходов по налогу на прибыль от СРП «Сахалин-2» из регионального бюджета в федеральный.
«Согласно новым предложениям, федеральная доля увеличивается с 25% до 75%. Надо отметить, что региональная доля доходов от СРП «Сахалин-2» составила в среднем за годы реализации проекта 40%, что значительно превышает долю регионов в налогах нефтяных компаний при обычном налогообложении около 10%. Текущее распределение доходов от СРП отражает идеи 1990-х годов о том, что сырьевые регионы должны получать значительную часть ренты, но сейчас другие реалии», – утверждает Ежов.
Специально для нашего издания готовящиеся изменения прокомментировал также Михаил Субботин, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, один из авторов законодательства о СРП:
«Строго говоря, речь идет не о самих соглашениях о разделе продукции, которые заключаются между государством (Россией) и инвестором (в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» действуют два консорциума компаний), а о «домашних», бюджетных отношениях между федеральным центром и Сахалинской областью. В свое время они были урегулированы Договором о распределении государственной доли 1997 года, который уже давно подвергся ревизии… Таким образом, если инвесторы защищены «дедушкиной оговоркой», гарантирующей неизменность условий СРП, то межбюджетные отношения РФ и Сахалинской области – нет».
Когда заключались СРП, региональные власти законодательно отказались от своего права на региональные и муниципальные налоги в обмен на долю в доходах государства, которые складываются из трех основных элементов: роялти, доли в прибыльной продукции и налога на прибыль. Роялти по законодательству, действовавшему на момент заключения соглашений, делилась в пропорции 40:60 в пользу региона (по 30% областному и муниципальным бюджетам). Однако после введения налога на добычу полезных ископаемых 100% НДПИ по газу и 95% по нефти стали уходить в федеральный бюджет.
Сменявшие друг друга сахалинские губернаторы время от времени напоминали президенту Владимиру Путину о том, что договаривались не об этом, и просили его повлиять на Минфин. С введением в стране транспортного налога у области отобрали и остававшиеся 5% НДПИ по нефти.
Впрочем, на фоне быстрого роста доходов (и соответственно, налогов) от двух сахалинских СРП в 2010-е годы проблема финансовых претензий региона к центру отошла на задний план: Сахалин преуспевал не только за счет собственно доходов от СРП, но и благодаря эффекту мультипликатора от инвестиций, которые пришли в регион.
В результате Сахалинская область вышла на уровень финансовой самодостаточности, в том числе на второе место в стране после Москвы по размеру отчисляемой доли налога на прибыль в федеральный бюджет. И хотя в последние пару лет упавшие мировые цены на нефть сделали региональный бюджет дефицитным, эта проблема не выглядела неразрешимой. Однако уже тогда российские власти провели «пристрелку»: перераспределили часть налога на прибыль на поддержку ДФО.
Так что, с одной стороны, исходный договор уже давно не соблюдался, а с другой стороны, финансово благополучная область выглядела как бельмо на глазу для фискалов. И в условиях, когда, как известно от премьера, «денег нет», желание Минфина «состричь» именно с Сахалина дополнительные средства в бюджет не вызывает удивления.
Ну а то, что при этом подрывается доверие к любым договоренностям с центральной властью, убивается местная инициатива, разрушаются планы социально-экономического развития и т.п.,
– так ведь это не впервой…