Posted 14 июля 2017,, 09:54

Published 14 июля 2017,, 09:54

Modified 16 августа 2022,, 21:41

Updated 16 августа 2022,, 21:41

Высокий класс: история нефтяных проектов СССР на Ближнем Востоке

14 июля 2017, 09:54
Последний мега-проект Саддама
Сюжет
Кувейт

В 1960-1980-х годах советская нефтяная промышленность занимала прочные позиции на Ближнем Востоке. Были реализованы десятки крупных проектов. Это не только укрепляло экономическое влияние СССР в регионе, но и обеспечивало поступление немалых валютных средств.

В середине 1960-х годов министр нефтяной промышленности СССР Валентин Шашин поставил перед руководством страны вопрос об активном участии в зарубежных проектах. По его мнению, советская нефтяная промышленность достигла того уровня, когда была готова масштабно экспортировать услуги. Речь шла о бурении скважин и подготовке технологических схем разработки месторождений – здесь советская школа занимала общепризнанные позиции.

Политическое руководство СССР поддержало инициативу. Идея экспорта сервисных услуг прекрасно ложилась на установку «крепить дружбу» с идеологическими партнерами. Особенно перспективными считались отношения со странами третьего мира, декларировавшими ориентацию на социалистический путь развития.

В сентябре 1967 года в составе профильного министерства было создано всесоюзное объединение «Зарубежнефть» с функциями координации работ советских нефтяников за границей. Ничего подобного в СССР того времени не существовало. Это был новый подход в рамках плановой системы: не жесткое администрирование, а создание крупного субъекта хозяйственной деятельности, наделенного широкими полномочиями и собственным финансированием. Через несколько лет «Зарубежнефть» вела контракты примерно в 20 странах, наибольший объем работ обеспечивали страны Ближнего Востока.

Ирак

Самым крупным нефтяным проектом СССР за рубежом стало «советско-иракское технико-экономическое сотрудничество в развитии национальной нефтяной промышленности», длившееся более двух десятилетий.

Все началось с того, что 17 июля 1968 года в результате очередного переворота к власти в Ираке пришла Партия арабского социалистического возрождения – БААС. Президентом и главой Совета революционного командования стал генерал Ахмед Хасан аль-Бакр, а его заместителем – 29-летний Саддам Хусейн. Новое руководство заявило о планах национализации группы «Ирак петролеум компани», которую контролировали иностранные нефтяные гиганты и которая работала на условиях долгосрочной концессии. Прежде чем пойти на эту меру, новые власти решили как следует подготовиться.

За помощью обратились к Советскому Союзу. 4 июля 1969 года в Москве было подписано советско-иракское соглашение, предусматривавшее значительный объем работ. СССР обещал оказать содействие в обустройстве первого национального нефтяного промысла на месторождении Северная Румейла – одном из крупнейших на юге Ирака.

Первый национальный нефтяной промысел строился «под ключ». Советские специалисты проектировали и обустраивали поверхностные объекты, составляли геологический проект разработки месторождения, поставляли все необходимое оборудование, бурили скважины, строили нефтепровод к порту Фао на правом берегу реки Шатт-эль-Араб, которая образуется от слияния рек Тигр и Евфрат.

Открытие объекта состоялось в апреле 1972 года. На торжественный пуск были приглашены советский премьер А. Н. Косыгин, министр нефтяной промышленности В. Д. Шашин, председатель Государственного комитета по внешнеэкономическим связям С. И. Скачков. Принимал советскую делегацию лично Саддам Хусейн. В то время он стремительно набирал политический вес, становясь фактическим лидером страны.

В 1972 году добыча нефти на Северной Румейле составила 5 млн тонн, а еще через три года – 42 млн тонн.

Со временем советско-иракское сотрудничество в области нефтяной промышленности достигло большого размаха. Работы не останавливались даже во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов, когда почти все иностранные компании покинули Ирак.

«Настоящие друзья, – выступал по радио Саддам Хусейн, – познаются в беде. Она случилась – это война с Ираном. Все удрали, кроме советских. Вот они и есть настоящие друзья!»

3 июля 1987 года, после сложнейших переговоров, был подписан крупный контракт на обустройство 1-й очереди богатейшего месторождения на юге Ирака – Западной Курны (проектная мощность – 12 млн тонн в год). Контракт предусматривал выполнение работ в два этапа. Первый включал строительство до октября 1990 года объектов, обеспечивающих добычу нефти, второй этап – возведение до апреля 1991 года объектов подготовки и транспортировки попутного газа, а также закачки воды в пласт. Стоимость контракта – $630 млн.

Сирия

Другой многолетний нефтяной партнер СССР – Сирия – первым на Ближнем Востоке провозгласил лозунг «арабская нефть – арабам». Правда, было одно маленькое но: нефть в стране на тот момент не добывалась. За помощью обратились к «большому брату» – Советскому Союзу, имевшему серьезные амбиции относительно влияния в арабском мире.

Уже в 1968 году было запущено нефтяное месторождения Суэдия, которое разбуривалось и обустраивалось при техническом содействии СССР. Для страны это было большое событие, хотя, может быть, и не совсем такое, на какое надеялись сирийские лидеры. Месторождение располагалось в северо-восточной части Сирии, недалеко от нефтяных промыслов севера Ирака, но характеристики Суэдии оказались гораздо скромнее, чем у соседей. В 1969 году советские специалисты помогли запустить в эксплуатацию еще два месторождения на северо-востоке страны – Румелан и Карачок. По итогам года нефтедобыча в Сирии составила 2,6 млн тонн.

В 1970-1980-е годы советско-сирийское сотрудничество в области нефти активно набирало обороты. Пришедший к власти в 1970 году президент Сирии генерал Хафез Асад, в свое время учившийся в Советском Союзе, делал ставку на политический союз с Москвой. Советские нефтяники работали при полном доступе к информации, в обстановке максимальной лояльности. Сирия, как губка, впитывала методы советской школы, перенимала практический и научный опыт коллег из СССР. Ежегодно в Союз отправлялись десятки сирийских специалистов: они учились в лучших вузах, защищали диссертации, стажировались на предприятиях. Часто приезжали в СССР и делегации руководителей нефтяной отрасли Сирии.

При активном содействии советских специалистов была разработана и реализована программа комплексного развития нефтяной промышленности. Ее результаты – широкое развитие геологоразведочных работ и открытие новых месторождений, масштабная подготовка национальных кадров, создание проектно-исследовательского института по нефти и специальной лаборатории.

Алжир

Советские нефтяники трудились и в Алжире. Здесь работали более 40 иностранных фирм, специалистам из СССР постоянно приходилось доказывать свое право на место под солнцем.

Одна из самых острых проблем нефтяной промышленности Алжира тех лет – поддержание пластового давления. Особенно беспокоило крупнейшее месторождение Хасси-Мессауд на востоке страны. Здесь были сосредоточены основные запасы нефти, велась активная добыча, но обеспечивать высокие темпы отбора сырья становилось все сложнее. Чтобы понять, что делать дальше, руководство алжирской государственной компании SONATRAC пригласило советских специалистов. Контракт был поручен объединению «Зарубежнефть». Согласно договоренностям, к концу 1969 года была подготовлена технологическая схема разработки месторождения Хасси-Мессауд.

Как выяснилось, аналогичная исследовательская работа была поручена и лаборатории «Франлаб» в Париже – SONATRAC решила не рисковать и подстраховалась. Победителя должно было определить специальное совещание с участием алжирских, советских и французских экспертов.

«На протяжении всей дискуссии, – говорилось в финальном отчете советских аналитиков, – мы сохранили свои позиции по всем основным вопросам научного, методического и практического характера… Проведенные дискуссии с французскими специалистами убедили алжирцев в эффективности исследований и обоснованности наших предложений».

Выбор был сделан в пользу советской схемы разработки.

Ливия

Прекрасные результаты показали советские нефтяники и в Ливии, где в конце 1970-х годов выиграли контракт на бурение в пустыне Сарир на северо-востоке страны. Неподалеку уже работали другие иностранные компании: «Сон Петрол» (Испания), «Форекс» (Франция), «Челенджер» (Канада), «ОДЕ» (Австралия), «Лофленд» (США и Бразилия). Однако случилась сенсация: по результатам первого года советские «новички» заняли в Ливии неофициальное первое место по скорости бурения среди иностранных и национальных буровых компаний.

Правда, далеко не все зависело от профессионализма. Вячеслав Кубаткин, возглавлявший в те годы «Зарубежнефть», рассказывает: «В Ливии мы получили два контракта, готовились к третьему тендеру. Было ясно, что нужно дать взятку – так там было принято. Мы все придумали, как это можно провести. Но нужно было получить «добро» сверху. Что тут началось! «Как так можно? Это не партийно!» Вот мы и проиграли. А выиграли канадцы, которые приехали на переговоры и положили на стол ливийских переговорщиков ключи от новеньких мерседесов».

Вместо увеличения объема работ «Зарубежнефть» начала неприятную и затратную демобилизацию специалистов и оборудования. «Специфические отношения» в Ливии оказались сильнее высокого класса работы.

Кувейт

Тем не менее репутация советских специалистов приносила свои плоды. В 1988 году советские нефтяники впервые получили контракт на обустройство месторождения в Кувейте. Зайти на этот рынок было особенно сложно, прежние попытки участия в тендерах оканчивались неудачно. По мнению советских специалистов, не хватало опыта борьбы за выгодный объект в условиях жесткой конкуренции с западными компаниями. Кроме того, технический уровень отечественного оборудования не всегда соответствовал международным требованиям.

Чтобы усилить позиции, советская сторона решила участвовать в тендере в союзе с итальянской компанией TPL, которую хорошо знали по работе в Ираке. Договорились, что в случае выигрыша контракт с Кувейтом будут подписывать советские представители, TPL поставит на кувейтский объект технологическое оборудование, а советские специалисты выполнят на объекте строительно-монтажные работы. На торги вышли с минимально возможными затратами. Как оказалось, цена по советскому предложению оказалась самой низкой из предложенных полутора десятками известных западных фирм, постоянно работавших в Кувейте. Сыграло свою роль и то, что кувейтцы своими глазами видели построенные советскими специалистами объекты в Ираке.

К сожалению, начавшиеся вскоре после заключения контракта события в Персидском заливе не позволили развить достигнутый успех. А в 1991 году прекратил существование и Советский Союз. Позиции в нефтяных проектах на Ближнем Востоке были утрачены.

"