Изображение материала

Верховная Рада Украины отвергла реформу "Нафтогаза" – СМИ

25 июля 2014, 07:31
Реформа "Нафтогаза", предполагающая допуск компаний США и ЕС к контролю над ГТС Украины, отклонена Радой во втором чтении. Реорганизацию газового комплекса поддержали 94 нардепа (необходимый минимум – 226). Киев должен был ввести действие Третьего энергопакета ЕС – разделить нефтегазовые структуры на транспортирующие и добывающие. После внесения поправок нардепы могут опять проголосовать по поводу реформы, считают политологи.

Реформа "Нафтогаза", предполагающая допуск компаний США и ЕС к контролю над ГТС Украины, отклонена Радой во втором чтении. Реорганизацию газового комплекса поддержали 94 нардепа (необходимый минимум – 226). Киев должен был ввести действие Третьего энергопакета ЕС – разделить нефтегазовые структуры на транспортирующие и добывающие. После внесения поправок нардепы могут опять проголосовать по поводу реформы, считают политологи.

Законопроект предполагал создание компании-оператора единой ГТС Украины, 51% доля которой должна быть закреплена за государством, 49% - за фирмами из Америки и Европы. Ранее OilCapital.ru сообщал со ссылкой на презентацию "Нафтогаза", чтоКиев планирует к 1 января 2015 г. создать два совместных предприятия - операторов ГТС и ПХГ.

Допуск каждого инвестора к управлению ГТС будет решать Верховная рада, гарантировали украинские власти. В презентации подчеркивалось, что выбор партнеров будет жестко контролироваться - "Газпром" не пройдет", - передавалИТАР-ТАСС.

Требования проекта закона к возможным участникам реорганизации "Нафтогаза Украины" касались и его добывающих мощностей, и транспортных (они в управлении "Укртрансгаза"), уточняетРБК.

Реформа украинской энергетической отрасли предусматривала открытие двух новых акционерных обществ - "Магистральные газопроводы Украины" и "Подземные хранилища Украины". В настоящее время "Укртрансгаз" – целиком владение "Нафтогаза Украины", структура контролирует трубы и 12 подземных хранилищ.

В начале июляВерховная Рада сначала отклонила, потом приняла в первом чтении законопроект, позволяющий отдать до 49% оператора ГТС Украины инвесторам из США и ЕС.Это произошло после долгих споров, в результате которых за реорганизацию газовой отрасли проголосовало 229 нардепов при минимуме голосов в 226.

В минувший четверг в Раде опять слышались призывы учесть различные поправки и даже звучали мнения, что не нужно реформировать "Нафтогаз", так как ГТС Украины - "неприкасаемое национальное достояние", - пишет "Независимая газета".

СМИ также сообщают, что вскоре после того, как реформа была отклонена, заявил о своей отставке украинский премьер-министр Арсений Яценюк. "Независимая газета" подчеркивает, что это произошло именно вследствие разногласий по ГТС. Как пишут журналисты, он делал попытки переубедить нардепов и заявил: результатам голосования "аплодируют сейчас в Госдуме Российской Федерации: вот кто выиграл, вот кто сегодня празднует", - цитирует его издание.

Реорганизацию "Нафтогаза" тормозят, потому что это монополия, реформирование компании потребует различных компромиссов, прокомментировал ситуацию РБК украинский политолог Александр Охрименко. По его мнению, преобразования в области ТЭКа маловероятны накануне предстоящих выборов в парламент.

Все глобальные изменения, меняющие статус украинской компании, будут внимательно изучать местные олигархи, главным образом, Игорь Коломойский, уверен А.Охрименко, не исключающий также интерес к участию в реорганизации газотранспортной системы главы страны Петра Порошенко. По мнению политологов, Верховная рада опять будет голосовать по поводу реформы, если в законопроект внесут изменения.