Posted 8 августа 2013, 08:45

Published 8 августа 2013, 08:45

Modified 20 августа 2022, 19:35

Updated 20 августа 2022, 19:35

В деле о гибели "Кольской" появились новые подозреваемые - газета

8 августа 2013, 08:45
Круг подозреваемых и обвиняемых в уголовном деле о гибели буровой платформы "Кольская" может быть расширен, сообщает в четверг газета "Известия". О вине ряда лиц свидетельствуют ранее неизвестные документы, полученные ФСБ, с которыми ознакомилось издание. Из них следует, что руководители и ряд сотрудников владельца "Кольской" - АМНГР - предвидели возможность катастрофы.

Круг подозреваемых и обвиняемых в уголовном деле о гибели буровой платформы "Кольская" может быть расширен, сообщает в четверг газета Известия. О вине ряда лиц свидетельствуют ранее неизвестные документы, полученные ФСБ, с которыми ознакомилось издание. Из них следует, что руководители и ряд сотрудников владельца "Кольской" - АМНГР - предвидели возможность катастрофы.

Как пишет издание, новые документы в ФСБ передал Борис Лихван, который на момент трагедии был и.о. генерального директора компании "Арктикморнефтегазразведка" (АМНГР) и теперь является одним из главных подозреваемых по делу. По словам Б.Лихвана, он передал документы в ФСБ, потому что Дальневосточное управление СКР ведет расследование необъективно, пытаясь переложить ответственность за гибель людей на руководителей "среднего звена".

"Кольскую" в декабре 2011 г. буксировали с Камчатки на Сахалин, но 18 декабря 2011 г. во время сильного шторма в Охотском море буровая затонула. Из 67 находившихся на ней людей спаслись 14. Платформу вели буксир "Нефтегаз-55" и ледокол "Магадан". Как напоминают "Известия", во время расследования выяснилось, что "Кольская" ушла в последний рейс неподготовленной. В ее носовой части буровой имелись трещины, а уже во время буксировки маршрут не согласовывался и менялся по ходу движения. Кроме того, транспортировка платформы в зимний период была запрещена.

Согласно выводам Ространснадзора, проведшего свое расследование, ответственность за трагедию должны нести четыре руководителя АМНГР: тогдашний генеральный директор Юрий Мелехов, его заместитель по флоту Василий Васецкий (также являлся "назначенным лицом компании", ответственным за безопасность), Б.Лихван, Михаил Терсин (погиб на "Кольской"), а также капитан "Кольской" Сергей Данилов (погиб), капитан "Магадана" Роман Могилян и представитель судовладельца ледокола Владимир Корчанов.

Следственный комитет предъявил обвинения двоим: Б.Лихвану и и.о. главного инженера АМНГР Леониду Бордзиловскому. Оба, как отмечает газета, были назначены на свои должности накануне транспортировки "Кольской", при этом Б.Лихван не имел ни должной подготовки, ни аттестации, чтобы отвечать за безопасность мореплавания; его даже не ознакомили с должностными инструкциями и по закону не имели права назначать и.о. гендиректора.

Сам Б.Лихман заявил "Известиям", что транспортировку готовили и несли за нее ответственность В.Васецкий и Ю.Мелехов, и именно они должны были возглавить штаб по спасению и руководить всей операцией.

Однако, как пишет газета, во время перехода платформы и во время спасательной операции Ю.Мелехов уехал в командировку в Москву, а В.Васецкий - во Вьетнам. Последний при этом находился в командировке с 1 по 11 декабря, но продлил себе поездку. Пока он был за рубежом, то регулярно звонил в Россию, но не на "Кольскую" и не в службу эксплуатации флота. С самой буровой В.Васецкому в те дни регулярно звонили, но он не отвечал на звонки.

Дочь погибшего М.Терсина Наталья рассказала "Известиям", что знающие о состоянии "Кольской" люди "стали разбегаться еще задолго до трагедии". По ее словам, перед самым переходом буровой никто из капитанов не соглашался идти в рейс, а несколько ведущих специалистов АМНГР уволились незадолго до ухода платформы из Мурманска из-за того, что с их профессиональным мнением в компании не хотели считаться.

Один из уволившихся, бывший главный инженер АМНГР Олег Гончаров в беседе с "Известиями" выразил убежденность, что "Кольскую" погубила некомпетентность руководства и его жадность. По его словам, при буксировке с буровой нужно было снимать людей, оставив, при необходимости, двух-трех ремонтников, а платформу необходимо было вести минимум на трех буксирах.

Бывший замдиректора АМНГР Владимир Грудев считает, что "Лихвана назначили виновным". "Я и все, кто знаком с предысторией этой катастрофы, знаем: к этой катастрофе причастны в первую очередь генеральный директор Мелехов и его заместитель Васецкий...", - цитируют "Известия" заявление бывшего топ-менеджера АМНГР.

По словам источника газеты в Дальневосточном управлении СКР, следователям уже известно о новых документах, переданных в ФСБ. "В любом случае, расследование еще не закончено и круг обвиняемых, исходя из новой информации, может быть расширен", - отметил собеседник издания.