Posted 14 января 2009, 08:54
Published 14 января 2009, 08:54
Modified 20 августа 2022, 21:11
Updated 20 августа 2022, 21:11
сделала себе компания «Тенгизшевройл», завершив проект стоимостью $7,2 млрд
К началу октября текущего года крупнейшее нефтедобывающее предприятие Республики Казахстан — ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) вывело на промышленный режим два проекта в рамках расширения мощности Тенгизского промысла — закачки сырого газа (SourGasInjection) и завода второго поколения (SecondGenerationProject). Результатом семи лет напряженной работы и инвестиций в объеме $7,2 млрд стало почти двукратное по сравнению со средним уровнем последних 5 лет увеличение суточной добычи на промыслах ТШО — до 70 тыс. тонн. Как ожидается, уже в нынешнем году благодаря запуску новых производственных объектов «Тенгизшевройл» добудет 18,7 млн тонн (плюс 35% к уровню 2007 года), а в 2009 году Тенгиз даст около 25 млн тонн.
Весной 2008 года исполнилось пятнадцать лет со времени подписания соглашения между Республикой Казахстан и американской компанией Chevron о создании СП по разработке одного из крупнейших в мире (геологические запасы 3,1 млрд тонн) и самого крупного на суше Казахстана Тенгизского нефтяного месторождения. Событие было беспрецедентным на постсоветском пространстве. Уникальное по запасам и по геологическим условиям месторождение было отдано в разработку на условиях СРП американской компании, рискнувшей войти в очень дорогой и сложный проект в новом независимом государстве со слабой экономикой и несовершенной правовой базой.
Первоначально доли Chevron и Казахстана в акционерном капитале ТОО «Тенгизшевройл» были равными. В 1996 году в проект вошли компании ExxonMobil Kazakhstan Ventures и LUKArco (СП «ЛУКОЙЛа» и ВР), купившие доли 25% и 5% соответственно, а в 2000 году представляющий интересы государства «КазМунайГаз» уступил 5% из своей доли Chevron. В настоящее время состав акционеров ТШО выглядит так ChevronTexaco — 50%, ExxonMobil — 25%, «КазМунайГаз» — 20% и 5% у LUKArco.
Начав добычу в 1994 году, ТШО стабильно сохранял лидерство в Казахстане по объему добычи нефти (хотя его доля сократилась с 32% в 1998 году до 20,6% по итогам 2007) и по вкладу в экономику страны (в 1993-2007 годах прямые выплаты государству со стороны ТШО составили $21,7 млрд). Вместе с тем уже в конце 90-х годов темпы прироста добычи у ТШО значительно снизились, а последние 6-7 лет добыча на Тенгизе стабилизировалась на уровне 12,5-13,5 млн твг.
Самотеком больше не получится
Между тем запасы Тенгиза далеко не исчерпаны — при нынешних отборах их хватит почти на 100 лет, и ТШО мог бы добывать кратно большие объемы нефти.
Причина наступившей стагнации — в геологических особенностях Тенгиза, осложняющих условия извлечения нефти (см. «Черный бриллиант Прикаспия»). Когда в 1993 году Chevron приступил к разработке, пластовое давление было аномально высоким — почти 850 атмосфер. При рациональном подходе к ведению добычи (а при указанном давлении, мощности нефтеносного слоя в 1600 м и глубине его залегания более 4 км это технически крайне сложно), сохранении пластового давления и структуры пород коллекторов себестоимость добычи могла бы достигать $130 на тонну. Между тем рыночная цена нефти в середине 90-х составляла $120-140 за тонну. Понятно, что без снижения затрат на извлечение ископаемого компания не смогла бы работать с прибылью.
В этой ситуации Chevron подошел к разработке предельно просто, сконцентрировав добычу на основных фонтанирующих скважинах с наибольшим естественным притоком нефти. А он был более чем внушительным: при вскрытии продуктивного пласта первоначальный дебит оценочной скважины составлял порядка 500 м3/сутки. На первых порах такой подход позволил сэкономить на оборудовании и снизил себестоимость тонны добытой нефти до $15. Однако эксплуатация месторождения в таком режиме негативно сказывалась на структуре залежи, и за несколько лет пластовое давление упало вдвое — до 400 атмосфер. Кроме того, такой режим добычи на залежах типа тенгизской часто приводит к сильным объемным деформациям нефтесодержащих пород, ухудшению притоков нефти, а в ряде случаев оседаниям геологически более молодых горизонтов.
Инженерам и менеджерам ТШО стало ясно, что для увеличения добычи нужно применение технологий поддержания пластового давления. Так на свет родились проекты по закачке сырого газа (ЗСГ) и завода второго поколения (ЗВП) для подготовки добытой нефти. Работа над концепцией проектов началась в 2001 году, когда средняя суточная добыча на Тенгизе зафиксировалась на уровне 34 тыс. тонн.
В проекте ЗСГ для поддержания пластового давления на оптимальном уровне было решено использовать попутный газ, который закачивается под значительным давлением обратно в пласт. Лабораторные исследования показали, что попутные высокосернистые газы прекрасно растворяются в тенгизской нефти. Благодаря закачанному газу пластовое давление должно пропорционально вырасти, обеспечивая увеличение продуктивности залежи и срок ее «службы». Само по себе использование ПНГ для закачки в пласт не является новой технологией, однако на Тенгизе планировалось закачивать газ при беспрецедентно высоком пластовом давлении, что предъявляло особые требования к конструкциям всех механизмов и оборудования. Разработку технических решений проекта ЗСГ специалисты ТШО вели вместе с компанией Parsons Fluor Daniel (PFD) — генеральным подрядчиком по проектам ЗСГ и ЗВП.
По словам генерального директора ТШО Тодда Леви, проект ЗВП — это «свыше 40 новых скважин, новая промысловая нефтесборная система, центральная установка по комплексной подготовке нефти и газа, а также модернизация служб, занимающихся экспортом нефти и газа и пропан-бутана на рынок». ЗВП позволит справиться с ростом добычи после начала закачки газа. Кроме того, реализация новых технических решений в проекте ЗВП поможет ТШО в какой-то мере решить давнюю проблему экологической опасности предприятия. В течение многих лет между ТШО и республиканскими экологами длится конфликт по поводу загрязнений окружающей среды. Общую сумму исков, предъявленных ТШО, уже трудно подсчитать: здесь и атмосферные выбросы, и претензии по неправильному хранению элементарной серы (см. «Серные горы»). Поэтому в проекте ЗВП большое внимание уделено именно охране окружающей среды.
Через тернии
В июле 2002 года был заложен первый камень будущего комплекса ЗСГ, старт строительству объектов комплекса ЗВП планировалось дать через год. Параллельно итальянская компания Nuovo Pignone проектировала компрессор мощностью 50 тыс. л. с, способный развивать давление 620 атмосфер. Все шло по плану, но в ноябре 2002 года обозначился конфликт между иностранными акционерами ТШО и представителями Казахстана по вопросу, кто, а главное, как будет оплачивать проекты, стоимость которых первоначально оценивалась в $3,5 млрд.
Правительство Казахстана настаивало на привлечении кредитных ресурсов, а частные акционеры TШО хотели инвестировать в новые проекты собственные средства компании, отказавшись на 4-5 лет от выплат дивидендов владельцам акций. Это предложение встретило резкий протест властей республики, потому как согласно подписанному в 1993 году СРП оно предполагало отказ от налогообложения прибылей TIIIO, лишая государственный бюджет порядка $1 млрд в год. На время переговоров все работы по проектам ЗСГ и ЗВП были приостановлены.
Лишь в конце января 2003 года стороны пришли к соглашению, после чего работы на объектах были продолжены. Очевидно, что стороны пошли на уступки, и найденный компромисс не позволил проектам увеличения добычи на Тенгизе повиснуть в воздухе. До сих пор остаются неясными условия, на которых договорились партнеры. Правда, ряд наблюдателей в Казахстане отметили, что в ноябре 2003 года, когда конфликт уже был исчерпан, глава представительства ChevronTexaco в Казахстане Гилберд Анкенбауэр обмолвился, что для его компании очень важным является продолжение финансирования социальных программ в Казахстане. Можно предположить, что иностранные акционеры TIIIO сумели «продавить» финансирование за счет прибылей компании, обязавшись продолжать финансирование социальной сферы в Атырауской области Казахстана. Этим, кстати, TIIIO занимается с момента своего основания.
В течение 2003-04 годов шло строительство, и первоначально в качестве сроков сдачи объектов ЗСГ и ЗВП называли 2006 год. Однако рубежи постепенно отодвигались (см. «Никакой лирики»). При попытке пробной закачки в декабре 2005 года по неизвестным причинам газ не растворился в нефти и пошел вверх по стволу скважины, что чуть не привело к серьезной аварии. В марте 2006 года эксперименты были продолжены, но лишь в конце октября 2006 года на предприятии провели успешную пробную закачку пока что обессеренного газа в коллектор.
Задача испытания заключалась в оценке работы нового объекта, турбоагрегата и компрессора в «боевых условиях» при давлении в 520 атм. Эти испытания дали старт первой фазе проекта ЗСГ. В течение 4-6 месяцев специалисты должны были наблюдать работу комплекса по закачке обессеренного газа, после чего оценить эффект ее воздействия на пластовое давление и нефтеотдачу. «Полевые эксперименты» с обессеренным газом завершились к середине 2007 года, анализ показал, что применение выбранной технологии вполне надежно.
«Тенгизшевройл» был готов перейти ко второй фазе проекта: закачке непосредственно сырого попутного газа после замены ротора компрессора и подключения нагнетательных трубопроводов к газосепараторам месторождения. Летом 2007 года завершились приемо-сдаточные работы по бурению первой промышленной нагнетательной скважины.
Анализируя график средней суточной добычи ТШО в конце 2007 — начале 2008 года (см. «Вверх по извилистой кривой»), можно отметить, что с ноября прошлого года добыча каждый месяц росла на 3-4 тыс. тонн в сутки, что, очевидно, связано с поэтапным вводом объектов ЗСГ и ЗВП (в частности, нагнетательных или эксплуатационных скважин). Пика — 51,3 тыс. тонн — показатель суточной добычи достиг в апреле текущего года.
В начале июня 2008 года официально было полностью завершено строительство объектов ЗВП и ЗСГ, на церемонию приезжал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. К этому времени число скважин на Тенгизе достигло 133, из которых 60 — действующий фонд. По данным ТШО, реализация проектов ЗСГ и ЗВП обошлась акционерам компании в $7,2 млрд при общих инвестициях в Тенгиз в объеме более $20 млрд.
В июне средняя суточная добыча нефти на Тенгизе составила 49,4 тыс. тонн, после чего ТШО осуществил плановое снижение добычи до уровня 32-24 тыс. тонн в сутки. Эти меры были необходимы для капитального ремонта промысловых объектов, действующих с 1994 года. В конце сентября было объявлено о выводе комплексов ЗСГ и ЗВП на промышленный режим, что позволило увеличить суточную добычу сразу до 66 тыс. тонн в сутки — вдвое выше показателей июля-августа, и на 25% — максимума, достигнутого в апреле. Ожидается, что в 2009 году добыча ТШО стабилизируется на уровне 70 тыс. тонн в сутки, что соответствует 25,5 млн твг. Но уже сегодня доля ТШО в суточной добыче нефти в Казахстане выросла до 36%.
Около трети добываемого ТШО попутного нефтяного газа направляется с сепараторов линии ЗВП на установку по закачке газа в пласт. Остальной газ очищается, при этом выработка серы не снижается, а пропорционально растет вслед за ростом добычи. Причем, по информации компании, вся производимая сера находит своих потребителей и больше не накапливается на складах компании.
Новые потоки Тенгиза
Очевидно, что с ростом добычи на Тенгизе еще острее встает вопрос о маршрутах транспортировки нефти. В настоящее время ТШО осуществляет экспорт нефти по системе КТК, являясь основным пользователем этой трубы. Также по железной дороге нефть направляется в Одессу, где перегружается на морские суда. Однако совершенно очевидно, что имеющиеся маршруты не могут покрыть потребность ТШО в экспорте дополнительных объемов продукции. Как ответ на вопрос о новых маршрутах в середине октября прозвучали заявления представителей ВР в Азербайджане о скором начале прокачки тенгизской нефти через трубопроводную систему Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), а 3 ноября первая нефть Тенгиза уже была закачана в трубу.
Сырье транспортируется по нефтепроводу до порта Актау а оттуда танкерами через Каспийское море до Баку, где переваливается в систему БТД. Планируется, что до конца года через БТД будет отправлено до 300 тыс. тонн, чего явно недостаточно (столько нефти ТШО добывает за 5 дней работы промысла). Надеяться на то, что объявленное расширение пропускной способности БТД до 60 млн твг предназначено для казахстанской нефти, оснований нет. Азербайджан озвучил намерение использовать дополнительные мощности БТД исключительно под собственную нефть (см. интервью с Виталием Беглярбековым в «НиК» №9, 2008 г.) Но в 2009-10 годах место для нефти Тенгиза в БТД, очевидно, еще найдется. У ТШО есть также вариант увеличить железнодорожные поставки на Одессу, а также из Баку к грузинским портам Батуми и Кулеви. Но все эти меры надо рассматривать как временные, нацеленные лишь на то, чтобы «пересидеть» до анонсированного расширения КТК (см. также «Вместо точки — многоточие» в «НиК» №9, 2008 г.).
Хотя проекты ЗСГ и ЗВП были введены в строй с задержкой, а необходимость размещать дополнительно добытую нефть добавляет нервозности, тем не менее «Тенгизшевройл» поддержал статус лидера нефтедобывающей отрасли Казахстана, существенно нарастив добычу на фоне замедления роста в других компаниях. Довольно и государство — получен значительный прирост добычи по стране, и положительная динамика вряд ли сойдет на нет до ввода в разработку месторождений Северного Каспия, в первую очередь — Кашагана.