Posted 20 сентября, 10:51
Published 20 сентября, 10:51
Modified 20 сентября, 10:53
Updated 20 сентября, 10:53
Чем ближе даты запусков новых СПГ-терминалов в США, большая часть которых приходится на 2026–2028 гг., тем больше накаляются страсти в Вашингтоне. Казалось бы, трубопроводный российский газ из импорта Европы активно убирают, а значит, эту нишу должен кто-то занять. Да и в Азии спрос на СПГ активно растет. Мировой рынок действительно готов к большим потокам сжиженного газа, отправляющегося с берегов Америки.
Увы, но правительство США сознательно тормозит рост экспорта такого типа энергоносителя. Дошло до того, что крупные нефтегазовые компании в Штатах открытым текстом критикуют действия Белого дома, отдельные политики из демократической партии давят на президента Джо Байдена, а федеральный суд в Луизиане обязал администрацию Белого дома возобновить одобрение новых проектов по экспорту.
Почему Вашингтон остается столь непреклонным? Все ведь понимают, что дело не в экологических требованиях (официальная причина отказа для новых проектов) для СПГ-терминалов.
Почти сразу после того, как президент США 26 января 2024 года объявил о временной паузе в одобрении решений по экспорту СПГ из Америки, большинство аналитических агентств, нефтегазовых компаний и покупателей (особенно в Европе) в один голос заявили, что такое решение нанесет вред американским же компаниям. И тем, что занимаются добычей газа, и тем, что инвестируют в модернизацию и постройку новых СПГ-терминалов.
Про официальную причину отказа выдачи лицензий (якобы климатические изменения, которые усугубляются новым проектами по СПГ) даже не говорили, поскольку все понимали несуразность такого оправдания торможения СПГ-проектов.
Вашингтон остался непреклонным. Более того, 22 июня, как написали в The Wall Street Journal, Байден даже приостановил оформление разрешений на экспорт СПГ на Украину из-за «зеленой повестки» (до момента, пока министерство энергетики не изучит влияние газа на окружающую среду, т. е. на неопределенный срок). А ведь всяческая поддержка Киева — это, по сути, визитная карточка Бадена и его команды с самого начала его президентского срока.
Но, начиная с лета 2024-го все больше, причем не только со стороны крупных нефтегазовых мейджоров, но и со стороны местных властей, судов и отдельных политиков, стало нарастать сопротивление запрету на проекты по экспорту СПГ.
Наиболее яркий такой пример — это решение суда в Луизиане (где довольно большие объемы по регазификации), который обязал администрацию президента США Джо Байдена возобновить одобрение новых контрактов на экспорт сжиженного газа. Оно коснулось не только этого, но и 15 других штатов, включая Западную Вирджинию, Оклахому, Техас и Вайоминг, где добывается значительные объемы газа в США. Надо признать, что аргументы у местных властей были весьма убедительные. К примеру, власти Техаса сообщили, что за пять лет штат потеряет около $230 млн налоговых поступлений, связанных с добычей газа.
Сегодня давление на Белый дом усиливается. В сентябре крупнейшие нефтегазовые компании начали открыто критиковать администрацию Байдена. Глава ConocoPhillips Райан Лэнс обратился к руководству Соединенных Штатов с просьбой положить конец «безумной» паузе по выдаче разрешений на экспорт сжиженного газа. По его словам, если не дать СПГ-отрасли развиваться (т.е. помешать инвестировать и запускать новые проекты, запланированные до 2028 года), то страна может потерять возможность стать главным игроком на мировом рынке СПГ. Его продублировал и руководитель Chevron Майкл Вирт.
Почти в то же время, как пишет The Hill, ссылаясь на свои источники, представители Демократической партии обратились к администрации Джо Байдена с просьбой ускорить процесс одобрения новых проектов по перевозке СПГ на Украину и в другие государства Восточной Европы.
И если разговоры о поставках в Восточную Европу (где и так уже заполнены мощности по регазификации) для дальнейших поставок на Украину — это больше политика и популизм (все равно объемы большими не будут), то претензии Chevron, ConocoPhillips и газодобывающих штатов — это уже серьезно. Переживать им есть о чем. Все-таки ожидается, что мощности производства СПГ в США вырастут на 80% — с 396 млн до 708 млн кубометров в сутки.
По данным Минэнерго США к 2028 году экспортная мощность Северной Америки по СПГ должна увеличиться более чем в два раза.
Как рассказал в комментарии для «НиК» глава Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК Вячеслав Мищенко, во многом запрет на увеличение экспорта СПГ для Белого дома — это политизированная тема. Особенно в преддверии президентских выборов.
«Есть большое лобби вокруг „зеленой повестки“ и проектов связанной с ней. Вокруг него завязаны разные финансовые институты, фонды, банки (не только американские, но и транснациональные), которые продвигают стратегию энергоперехода, который по понятным причинам является врагом нефтегазовой отрасли. Демпартии, которая связана с „зеленым“ лобби, не выгодно себя ассоциировать с реальным сектором экономики, включая нефтегазовый сектор. Поэтому Белый дом всячески и затягивает СПГ-проекты. В коррупционных схемах обвинить ведь не получилось»,
— поясняет эксперт.
Тут стоит добавить, что нефтегазовые компании де-юре доказали, что никакого незаконного лоббирования они ранее не инициировали. Недавно 9-й окружной апелляционный суд США отклонил апелляцию по делу нескольких нефтяных компаний, включая Exxon и Chevron, по иску потребителей, обвинивших их в сговоре с бывшим президентом США Дональдом Трампом (когда тот был главой Белого дома).
«Что же до поставок СПГ из США на Украину, то такие зигзаги — это чистейшая дань политической повестке. Никто внятно в Америке до сих пор не объяснил, как сжиженный газ попадет на украинский рынок, где его будут регазифицировать (будут ли свободные мощности в Восточной Европе), какая у него будет цена и есть ли вообще в этом хоть какой-то экономический смысл»,
— резюмировал Вячеслав Минченко.
Илья Круглей