Posted 29 марта 2007,, 06:47

Published 29 марта 2007,, 06:47

Modified 16 августа 2022,, 21:33

Updated 16 августа 2022,, 21:33

РАО-трансформер

29 марта 2007, 06:47
Полезные советы для будущей электрореформы Газета Будущее электроэнергетической отрасли становится все более ясным. В ближайшие дни Минпромэнерго завершит работу над генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года. А после запланированной на июль 2008 года самоликвидации РАО "ЕЭС России" его заменит некоммерческое партнерство "Совет рынка".

Полезные советы для будущей электрореформы

Будущее электроэнергетической отрасли становится все более ясным. В ближайшие дни Минпромэнерго завершит работу над генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года. А после запланированной на июль 2008 года самоликвидации РАО "ЕЭС России" его заменит некоммерческое партнерство "Совет рынка". Решение о его создании должно быть принято в течение этого года.

Совет да любовь

"Правительство России планирует обсудить проект генеральной схемы на заседании 19 апреля", - заявил вчера замглавы Минпромэнерго Андрей Дементьев, выступая на первой ежегодной конференции "Инвестиции в электроэнергетику: новый этап развития отрасли", организованной газетой "Ведомости". В министерстве и РАО «ЕЭС России» заявили, что в течение недели схема будет досогласовываться со всеми заинтересованными ведомствами.

А вот "Совет рынка", к которому, как предполагается, перейдут функции РАО "ЕЭС России" по координации электроэнергетики, планируется создать на базе "Администратора торговой системы", являющегося организатором торгов на энергобирже. «Создание системы саморегулирования приведет к тому, что участники рынка вместе с государством будут принимать решения», - заявил руководитель центра управления реформой РАО «ЕЭС России», член правления энергохолдинга Юрий Удальцов. "Такой "Совет рынка" правильно было бы наделить возможностью влияния не только на торговую площадку, которая на первом этапе должна быть 100-процентной "дочкой", но и на иные инфраструктурные организации, а именно - "Системный оператор" и ФСК, с тем чтобы та функция, которая есть в РАО, перешла в другое качество", - отметил Удальцов. Кроме того, в капитал энергобиржи будут привлекаться и сторонние компании. Председатель правления АТС Дмитрий Пономарев пояснил, что их привлечение возможно по аналогии с РТС, акционерами которой являются участники фондового рынка. Он считает правильным в случае расширения перечня товаров, которые торгуются на АТС, например за счет газа, вхождение в капитал энергобиржи представителей соответствующей отрасли.

Есть свое представление о будущем энергорегуляторе и у независимых экспертов. Президент Института энергетической политики Владимир Милов считает, что для регулирования в сфере электроэнергетики необходимо создать «агентство, максимально независимое от вертикали исполнительной власти». Кроме того, по его словам, «из-за высокой олигополизации рынка крупными промышленными группами у нового органа должен быть высокий потенциал реагирования на антиконкурентные действия».

Деньги на свет

Сейчас основными покупателями электроактивов являются «Газпром», «Норникель», «Базовый элемент», КЭС-холдинг, финский Fortum и ряд нефтяных компаний. Их приход в электроэнергетику вполне логичен и не противоречит реформе. «Те, кто владеет топливом, серьезно идут в энергетику. Так что энергетика без топлива не останется», - заметил член правления РАО Владимир Аветисян. А Денис Аскинадзе, директор департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития, на вопрос из зала по поводу экспансии газового монополиста на рынок электроэнергии заметил, что для «Газпрома» покупка энергоактивов – это «вынужденная необходимость».

Капитализация отрасли - во многом при помощи стратегов - растет прямо на глазах. Если в середине прошлого года средняя стоимость ОГК и ТГК составляла $200 за кВт установленной мощности, то после успешного размещения допэмиссии акций ОГК-5 средняя цена достигла $350 за кВт, а мартовская покупка «Норникелем» 38% акций ОГК-3 за 81 млрд рублей подняла ставки в электроэнергетике до $600.

С заявленными темпами инвестпрограммы РАО - до 2010 года вложить 3,1 трлн рублей инвестиций в отрасль - государству не справиться. В общем числе уже одобренных правительством проектов, финансируемых из Инвестфонда, доля энергетики составляет 14%. Сущие копейки. По словам Дениса Аскинадзе, сейчас готовится заявка в Инвестфонд по проекту развития Южной Якутии, рассчитанному на 2007-2020 годы: частные инвесторы готовы в него вложить 465 млрд рублей, а Инвестфонд – 110 млрд рублей.

Заинтересованность в энергоактивах могут проявить не только стратеги. Получить необходимые инвестиции РАО рассчитывает и за счет продажи в 2007-2008 годах 52 энергосбытовых компаний. Первые восемь из них будут проданы в мае этого года, и стоить они будут, по расчетам РАО, "всего" $250-300 млн.

Однако, как ни странно, поговорка "инвестиций много не бывает" неверна.

«Наращивание доли инвестиций в ВВП не обязательно ускоряет экономический рост», - заявил вчера главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. По его мнению, оптимальный годовой рост объема инвестиций должен составлять не более 20-25% (тогда как в январе-феврале этого года он достиг 21,2%). Известный экономист вспомнил СССР с его "инвестиционным горбом", когда инвестиций было много, но их львиная доля не была эффективной, так как финансировался в основном ВПК.

При соблюдении необходимого баланса «развитие электроэнергетики будет не только стимулирующим фактором для развития в смежных отраслях, но и основой для более естественной диверсификации всей структуры экономики». «Чтобы обеспечить рост экономики на уровне 6-7% в год, производство электроэнергии должно расти на 5% в год», - заметил Гавриленков. По его словам, это позволит раз в 10 лет стабильно выполнять наказ президента - удваивать ВВП.

Сколько вы заплатите за «лампочку Чубайса»?

ВАЛЕНТИН МЕЖЕВИЧ / первый зампред комиссии Совета федерации по естественным монополиям

Энергетические мощности у нас явно недооценены, а возможности для развития, судя по тем программам, которые сегодня проектируются, безусловно, привлекательны. Думаю, что инвестиции будут. Более серьезной проблемой считаю обеспечение программы не деньгами, а оборудованием и кадрами для ее реализации. Вообще же, если на рынке есть спрос на товар (а у нас в 14 регионах возник дефицит электроэнергии), значит, мощности для производства данного товара будут созданы – это законы рынка.

ЮРИЙ ЛИПАТОВ / зампред комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи

Сегодня мы имеем большой дефицит электроэнергии во многих субъектах Российской Федерации, поэтому речь идет о том, что будет необходимо вкладывать деньги как в реконструкцию старых генерирующих мощностей, так и в строительство новых. Те деньги, которые будут вложены, через некоторое время, безусловно, вернутся. Что же касается конкретных цифр, то каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно. Если говорить об IPO, которое проводили в октябре по ОГК-5, когда было инвестировано 498 млн, то считаю, это нормальные деньги в расчете на киловатт.

ВИКТОР КУДРЯВЫЙ / бывший заместитель министра энергетики

Все помешались на продаже акций, эмиссии, а ведь нужно не это! Нам нужно, чтобы было динамичное развитие отрасли в соответствии с темпами развития экономики. Рыночный же процесс этого никогда не дает – он всегда цикличный, в том числе и в инвестициях. Если бы мы сейчас имели избыточные резервы мощности (Европа начинала реформы, когда у нее был резерв 48%), то тогда бы могли как-то сориентироваться и государственной политикой сгладить пик снижения инвестиций. Сейчас же абсолютно ясно, что мы рискуем, что инвестиции в энергетику так, как об этом мечтают, не пойдут. Когда нам рассказывают, что очень высоко поднялась капитализация компаний, это правда: относительно крайне низкого уровня. Но все равно она даже для самой дорогой компании не достигла и $600 за киловатт, а в РАО ЕЭС в своей инвестиционной программе заложили где-то под 1360. Тем не менее мы почему-то решили сделать всю тепловую генерацию частной, а это все-таки две трети мощностей! Реформы, которые происходят тогда, когда основной товар, который не может быть заменен, отдается в частные руки, дает рыночную силу продавцу, а по законам рынка это запрещается. До 1 января 2011 года планируется выйти на свободные цены, произойдет рост тарифов в 2,5-3 раза - иначе не получится нужной окупаемости новых инвестиций. Так что вся эта реформа – удар по нашим потребителям. Ни одно государство не пошло бы на такой шаг в подобных условиях!

АНАТОЛИЙ КУЗОВКИН / заместитель генерального директора Института микроэкономики

Вы не хуже меня знаете оценку, совершенную эмиссией и продажей на рынке: в среднем это где-то $550 за киловатт. Считаю, что акции ОГК-3, которые по высокой цене купил «Норильский никель», и акции «Мосэнерго», купленные «Газпромом», - это особые случаи. По моей оценке, другие компании должны продаваться по цене, в среднем не меньшей, чем $500 за киловатт, и эту цифру можно получить просто. Стоимость строительства новой станции «Мосэнерго» оценивается в среднем в $1100 за киловатт. Дальше, учитывая износ основных фондов по действующим станциям, скажем в 40%, получаем где-то $660. Потом, учитывая, что имеющиеся станции имеют больший по сравнению с новыми удельный расход топлива и так далее, вычитаем $150-200 и получаем как раз около $500 за киловатт. Эту сумму можно принять за минимальную планку. Пока дела обстоят не так уж плохо, я даже сам удивился.

(«ГАЗЕТА», 29.03.2007, ЕВГЕНИЙ БЕЛЯКОВ,

опрос подготовил АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ)

"