Posted 27 апреля, 10:57
Published 27 апреля, 10:57
Modified 27 апреля, 12:53
Updated 27 апреля, 12:53
Поставки средне- и высокосернистой нефти в Азию сократились на 920 тыс. б/с по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. При этом, как утверждают в Bloomberg, ссылаясь на данные Vortexa, нефть с более высоким содержанием серы и высокой плотностью набирает популярность на физическом рынке Азии.
Это является редким отклонением от обычной ситуации на рынке. Почему мировой рынок испытывает сегодня повышенную потребность в тяжелых сортах, включая российскую Urals, и как долго это продлится?
Доходы от переработки тяжелых сортов нефти растут. При этом увеличивается премия даже к ближневосточным среднесернистым Oman и Upper Zakum, которые стоят теперь больше, чем легкий Murban.
Казалось бы, легкие сорта, за счет того что содержат бензиновые фракции и меньше серы, позволяют произвести больше и светлых дорогостоящих нефтепродуктов: ДТ, бензин, керосин. На различных рынках такие они всегда премиальные. Почему тяжелая нефть сегодня оказалась ни чуть не менее желанным продуктом на рынке? Причин несколько:
При этом нет особых предпосылок для появления новых объемов средне- и уж тем более высокосернистой нефти.
Во-первых, есть хоть и пока что только потенциальные, но все же возможные в недалеком будущем новые санкции США против иранской нефтянки, которая экспортирует на мировой рынок около 1 млн б/с, в том числе достаточно много высокосернистой нефти.
С Венесуэлой, которая когда-то наполняла внушительными объемами рынки (преимущественно американский) тяжелыми сортами, тоже все непросто. Хоть Chevron и разрешили вновь там работать, сняв часть санкций с Каракаса, добыча растет крайне медленно. Для сравнения: в марте этого года добыча нефти в Венесуэле составила 870 тыс. б/с, осенью 2023-го — 760 тыс. б/с, в среднем за 2022-й — 730 быс. б/с.
Во-вторых, серьезную роль играет сокращение поставок ОПЕК+. В начале апреля страны этого объединения сообщили, что продолжат добровольно сокращать добычу суммарно почти на 2,2 млн б/с в течении II квартала этого года. Среди них была и РФ (в среднем по трем месяцам добыча и экспорт сократятся на 471 тыс. б/с.), которая поставляет на мировой рынок тяжелый сорт Urals.
В беседе с «НиК» гендиректор ООО «НААНС-МЕДИА» Тамара Сафонова рассказала, что в настоящее время стоимость ближневосточных сортов нефти Oman, Upper Zakum, Murban на партии с поставкой в июне 2024 года находится на уровне $86 за баррель.
«Месяц назад ценовая конъюнктура демонстрировала те же самые тренды: оценка перечисленных сортов была сопоставима. Кроме того, в информационных сообщениях не корректно отражены характеристики сорта Urals: содержание серы в этой российской экспортной смеси не превышает 1,8%, что соответствует определению сернистой нефти.
Спрос на нефть по итогам 2024 года может возрасти на 2 млн б/с по сравнению с 2023 годом, рынок к концу года может войти в период дефицита. Дисконт на малосернистую нефть ВСТО сейчас не превышает 5%, а дефицит нефти в мире может привести и к росту стоимости российской нефти Urals на мировом рынке»,
— поделилась мнением Тамара Сафонова.
О дефиците предложения на мировом рынке, кстати, говорили даже в МЭА в середине марта этого года. Тогда агентство считало, что добыча нефти сократится на 870 тыс. б/с в I квартале 2024 года по сравнению с IV кварталом 2023-го. Незадолго до этого в Минэнерго США сообщили, что спрос на нефть в среднем в 2024 году составит 102,91 млн б/с (в 2023-м было 101 млн б/с).При этом в американском ведомстве отметили, что дефицит черного золота во II квартале увеличится до 0,9 млн б/с.
К этому стоит добавить, что аппетиты в Азии к Urals, как и к другим средне- и высокосернистым сортам, в перспективе могут вырасти и в случае с отдельными странами — закрепиться на таких отметках.
Это касается даже не столько Китая, который уже почти дошел до намеченной цели по нефтепереработке в 1 млрд т в год, сколько Индии. Ряд крупных компаний из этой страны планирует к 2030 году нарастить нефтепереработку на 1 млн б/с, до 6,8 б/с. Цель — закрепиться не только на азиатском рынке в качестве крупнейшего поставщика, но и в Атлантическом бассейне, куда Индия стала после 2022-го отправлять гораздо больше топлива, чем прежде.
Для этих целей, разумеется, Urals с дисконтом — это весьма желанный товар. Причем некоторые компании активно инвестируют в модернизацию НПЗ под работу с тяжелыми сортами (включая Urals). Яркий пример, если верить данным Argus, — в феврале этого года HPCL ввела в эксплуатацию установку по переработке высокосернистых сортов жидких углеводородов из России и государств Латинской Америки на своем НПЗ в Вишакхапатнаме.
Часть факторов, подстегнувшая стоимость тяжелой нефти, включая Urals, действительно можно отнести к колебаниям рынка или к определенному сезону. Однако такая «сезонность», учитывая грядущий дефицит нефти, о котором говорят западные аналитические агентства, может затянуться больше чем на пару месяцев. Что благоприятно скажется на поставщиках средне- и высокосернистой нефти, включая российскую.