Posted 6 августа 2002, 10:01
Published 6 августа 2002, 10:01
Modified 16 августа 2022, 21:41
Updated 16 августа 2022, 21:41
На пути создания Союзного государства России и Белоруссии возникают проблемы. Необходимым условием объединения двух стран является поднятие уровня белорусской экономики до российского. Достижению этой цели в значительной степени может содействовать интеграция российских компаний в белорусский бизнес, вливания российского капитала в экономику республики. Основой развития экономики Белоруссии является ТЭК, который не только обеспечивает республике прямые поступления в бюджет (например, за транзит российского газа), но и является основой жизнеспособности всего промышленного сектора. И именно в сотрудничестве двух стран в ТЭК в последние время наметились сложности.
Россия уже предприняла ряд шагов, направленных на улучшение положения в белорусской экономике. Например, с 1 мая 2002 г. для Белоруссии установлены внутрироссийские тарифы на газ, процесс унификации цен идет и в электроэнергетике. Белорусские же власти, на словах ратуя за скорейшее объединение государств, на деле создают всяческие препятствия этому.
В середине мая правительства России и Белоруссии подписали соглашение о создании совместного предприятия на базе "Белтрансгаза", к которому должны перейти полномочия по управлению белорусской газотранспортной системой. Для реализации соглашения Белоруссия должна в законодательном порядке вывести "Белтрансгаз" из списка предприятий не подлежащих приватизации. Только после этого возможно начало работ по созданию СП. Однако с момента подписания соглашения прошло уже почти три месяца, но никаких действий Белоруссией предпринято не было.
Другой немаловажный аспект российско-белорусского сотрудничества в энергетической сфере - участие российских компаний в приватизации белорусских нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий. Но и здесь существуют проблемы. Изначально приватизационные конкурсы планировалось провести в июне 2002 г. Российские компании, планировавшие принять участие в приватизации, рассчитывали как минимум на блокирующие пакеты акций. Однако, согласно опубликованной в СМИ информации, размеры выставляемых на торги лотов власти страны снизили до 10%. Кроме того, потенциальным инвесторам по-прежнему неясны главные условия приватизации - их права, стоимость акций и какую точно долю им предлагают. В результате сроки проведения конкурсов отодвинуты на неопределенное время.
Подтверждением деструктивной политики Белоруссии по созданию Союзного государства является и последние решения белорусских властей: попытка национализации нефтепродуктопроводов, проходящих по территории Белоруссии и находящихся в собственности российской государственной компании "Транснефтепродукт" (см. комментарий "Белоруссия оспаривает право собственности России на нефтепродуктопроводы, проходящие по белорусской территории"), безвозмездное изъятие у российских компаний, поставляющих в республику нефть и перерабатывающих ее на местных НПЗ, части дизтоплива на нужды села (см. комментарий "Белорусские власти обязали поставщиков нефти в республику делиться").
OilCapital.ru