Posted 28 мая 2020,, 10:47

Published 28 мая 2020,, 10:47

Modified 16 августа 2022,, 21:47

Updated 16 августа 2022,, 21:47

Страсти по акцизу

28 мая 2020, 10:47
У отраслевых экспертов и участников рынка нет единой позиции по вопросу возможного переноса уплаты акцизов с нефтеперерабатывающих заводов на розничный сегмент

Резкое уменьшение спроса на энергосырье вынудило российские власти пойти на беспрецедентные меры по защите внутреннего рынка топлива и поддержку отечественного производителя. Впервые в истории России был запрещен импорт нефтепродуктов, а также вдвое уменьшены нормативы обязательной продажи топлива на бирже для нефтяных компаний. Кроме того, президент России поручил правительству до 15 июня проработать вопрос о переносе уплаты акцизов с нефтеперерабатывающих заводов на розничной сегмент. Данная инициатива уже вызвала оживленную дискуссию в экспертном сообществе, вполне вероятно, что и в самом кабинете министров эта тема будет обсуждаться весьма бурно, поскольку мнение Минфина, как всегда, не совпадает с точкой зрения Минэнерго и нефтяных компаний.

В настоящее время доля акциза в стоимости топлива составляет по разным оценкам от 18 до 30%, налог этот взимается с НПЗ. Сейчас доходы российских нефтеперерабатчиков резко упали из-за падения цен на нефть, а также применения демпферного механизма. Напомним, что с 1 января 2019 г. в рамках налогового маневра в России введен отрицательный акциз на перерабатываемую нефть — он выплачивается правительством РФ нефтеперерабатывающим заводам. Формула отрицательного акциза также включает демпфирующую надбавку для бензина и дизельного топлива, которые продаются в России. Выплачивая нефтяным компаниям обратный акциз на нефть и демпфер по нефтепродуктам, российские власти стимулировали компании поставлять нефтепродукты на отечественный рынок.

В марте мировая конъюнктура сложилась так, что российские НПЗ вместо получения налогового вычета по акцизу на нефть вынуждены стали сами платить в федеральный бюджет. Поскольку при цене нефти меньше $42 за баррель демпфер начинает действовать в обратную сторону, то есть как дополнительный налог, и уже нефтяным компаниям приходится платить бюджету за низкую стоимость нефти. Кстати, именно этот демпфер сделал российский рынок нефтепродуктов в условиях падения спроса на нефть и нефтепродукты во всем мире премиальным. Благодаря этому правительству пришлось вводить запрет на импорт нефтепродуктов.

Вместе с тем маржинальность НПЗ из-за дополнительного налогообложения стремительно падает, поэтому президент инициировал рассмотрение вопроса о переносе уплаты акцизов с нефтеперерабатывающих заводов на АЗС.

Стоит отметить, что вопрос о снятии с НПЗ косвенных налогов звучал с завидной регулярностью и в 2016, и в 2019 годах. Более того, в 2003 году эту идею даже реализовывали, тогда в течение нескольких месяцев акцизы платились в розничном сегменте, но потом от данной практики решили отказаться из-за ее неэффективности.

Однако сейчас форма работы налоговых органов и форма финансовой отчетности АЗС существенно изменились. Министр энергетики РФ Александр Новак в своем недавнем интервью изданию «Газета.ru» заявлял, что перенос уплаты акциза с оптового звена на розничное избавит АЗС от возможности совершать махинации с топливом. По его словам, с такой инициативой выступил ряд крупных компаний.

Очевидно, что Минэнерго и нефтяники в этот беспрецедентный кризис, связанный с падением спроса, больше всего волнует проблема увеличения маржинальности отечественных НПЗ. В тоже время у Минфина стоит задача обеспечить собираемость налогов, поэтому фискальное ведомство против возврата к такому порядку взимания акцизов. Подчиненные Силуанова продолжают бояться повторения негативного опыта 2003 года и считают, что это значительно усложнит администрирование, а также приведет к учащению случаев уклонения от уплаты налогов. «В текущих условиях, когда дефицит бюджета может превысить 4 трлн рублей, бюджет не может себе позволить новых выпадающих доходов. Поэтому наша позиция по этому вопросу не изменилась», — цитирует ТАСС мнение Минфина.

У опрошенных «НиК» отраслевых экспертов и участников рынка нет единой позиции по вопросу возможного переноса уплаты акцизов с нефтеперерабатывающих заводов на розничный сегмент. Многие поддерживают такой шаг, отмечая, что он скажется положительно и на заводах, и на АЗС, но есть и скептические оценки возможного налогового переноса. Однако все отмечают, что такая мера улучшит положение НПЗ и не повлияет на стоимость топлива.

Генеральный директор ООО «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ» Тамара Канделаки положительно оценивает возможность реализации данной инициативы президента РФ:

«Сейчас акцизы платят НПЗ, но это не является занятием заводов. Акцизы — это налог, который должен платить конечный потребитель, по сути, налог на роскошь»,

— заметила эксперт.

Она рассказала, что ранее действительно был опыт сбора с акцизов на АЗС, но он был отрицательный для Минфина: «Тогда налоговые службы не могли собрать с заправок акцизы в том же размере, что и с НПЗ. Из-за этого его отменили. Но с 2003 года очень многое изменилось. Сейчас розница более чем прозрачна. Все кассы находятся в облаке, потому собирать акцизы возможно. Говорили, что данный переход будет сложно администрировать, но в налоговой службе много сотрудников, они способны решить данную задачу. Для заводов это хорошо, это полезная инициатива», — указала Канделаки.

Она также считает, что на цены для конечного потребителя перенос уплаты акцизов на АЗС никак не повлияет: «Заводы немножко сэкономят, поскольку они перестанут отвлекать какие-то средства на выплату акцизов. Но ценообразование с этим никак не будет связано, поскольку акциз все равно платим мы с вами, поэтому ничего не поменяется. Вот если бы акциз опустили, мы бы с вами это почувствовали», — заметила эксперт.

По ее словам, перевод уплата акцизов на АЗС означает, что данный налог из оптовой цены переводят в розницу: «Оптовые партии топлива будет продаваться без акциза. При этом, однако, непонятно, как будет происходить акцизное налогообложение мелкого опта. Для дизельных топлив — это существенные объемы», — подчеркнула Канделаки.

Исполнительный директор «НААНС-МЕДИА», доцент кафедры международной коммерции РАНХиГС при Президенте РФ Тамара Сафонова отметила, что сложившийся в течение последнего месяца рост оптовых цен на топливо требует корректирующих мероприятий действующего порядка налогообложения в отрасли. Она напомнила, что последние изменения в налогообложении вносились в 2018–2019 годах, когда цены на нефть находились в коридоре $60-80 за баррель: «В целом реализация инициативы по переносу акциза на АЗС является долгожданной для рынка. Для НПЗ акциз утяжеляет стоимость в дополнение к демпферу, а для АЗС уплата акциза — это возможность ещё больше укрепиться в сфере ритейла компаниям, которые реализуют качественную продукцию и работают «в белую», — заявила эксперт. По ее словам, акциз будет оказывать непосредственное влияние на цену моторного топлива: каждое увеличение акциза линейно изменит стоимость топлива на заправке.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша подчеркнул, что перенос уплаты акцизов на конечного продавца продукции означает, что данный налог будут платить не только АЗС, но и нефтебазы, а также те компании, которые осуществляют поставки крупным промпредприятиям: «Те, кто поставляет конечному потребителю, должны будут платить акцизы. Я считаю, что это неэффективная и необоснованная мера. В 2003 году такие попытки уже были сделаны, но через полгода уплату акциза на АЗС отменили, потому что администрировать и собирать налоги оказалось намного сложнее. Очень сложный документооборот по всей цепочке начисления акцизов, потом уплата. Было выявлено много недобросовестных трейдеров, которые пытались обойти необходимость уплаты акцизов и пускали топливо в оборот без него и т. д.», — рассказал эксперт.

Он считает, что для конечного продавца — АЗС — уплата акцизов будет не совсем удобна, потому что им придется привлекать большие оборотные средства на оплату данного налога и как результат брать дополнительные кредиты:

«У нас есть большое количество госконтрактов с отсрочкой платежа, доходящих до полугода. Товар отгружен и за него нужно платить еще и акциз.

Такая же ситуация была и у заводов, которые пролоббировали данное поручение президента к правительству. Однако крупный завод и небольшая сеть АЗС — это большая разница по финансовым возможностям. Поэтому я считаю, что перенос уплаты акцизов на АЗС — это решение необоснованное и неэффективное. Оно повлечет только ухудшение ситуации на топливном рынке. Для НПЗ это будет послабление, для всех остальных — большое осложнение во всех отношениях. Особенно для тех служб, которые администрируют налог. Им придется вводить дополнительные документооборот и систему контроля. Но большая разница — контролировать около 30 крупных НПЗ или 30 тысяч конечных продавцов топлива», — заявил Аркуша.

Управляющий партнёр компании «Петролеум Трейдинг» Максим Дьяченко, напротив, уверен, что, с точки зрения цепочки поставок перенос уплаты акцизов с нефтеперерабатывающих заводов на розничной сегмент — это логичное решение: «В настоящее время акциз составляет порядка 30% от стоимости нефтепродуктов. Если его убрать, то, соответственно, на 30% надо меньше оборотных средств для всей цепочки поставок нефтепродуктов. Акциз будет уплачиваться АЗС только после того, как они реализовали топливо, что существенно снизит издержки на финансирование товарооборота у производителей, трейдеров и у АЗС.

При этом на конечных потребителях это никаким образом не отразится, просто поменяется момент уплаты. На цены это может повлиять только с той точки зрения, что снизятся затраты у АЗС и за счет этого они могут давать покупателям скидки.

30% от стоимости — это существенно, поэтому розничный сегмент сможет брать меньше кредитов и станет более финансово устойчивым», — рассказал эксперт.

По его словам, главное возражение, которое существует — это возможные проблемы с администрированием и со сбором этого налога, но надо понимать, что с 2003 года прошло 17 лет, и работа налоговых органов за этот период существенно изменилась, появились онлайн-кассы и т. д.: «На мой взгляд, в текущих технологиях с точки зрения прозрачности налогообложения система готова к успешному администрированию сбора акцизов на АЗС. Что касается злоупотребления собственниками автозаправочных станций, то АЗС — это такой актив, который нельзя быстро закрыть, как ларек. Рынок сформирован, сети АЗС работают много лет, они, как правило, относятся к крупнейшим налогоплательщикам регионов, которые постоянно находятся в налоговом мониторинге. Если у них снизятся затраты на покупку нефтепродуктов на 30%, то раз в квартал оплачивать акцизы будет интересно и самим участникам рынка. У них появится дополнительная выручка, за счет которой они успеют сделать дополнительный товарооборот. Поэтому перенос уплаты акцизов благоприятно скажется и на рынке, и проблем с администрированием не будет», — пояснил Дьяченко.

Он также подтвердил, что существую поставки с отложенными платежами, которые потребуют дополнительных средств: «Если АЗС выигрывает тендеры и заправляют клиентов с предоставлением отсрочек платежа, то по таким контрактам действительно потребуется дополнительное финансирование, но вопрос, какой объем этих контрактов. В любом случае, это будет с лихвой компенсировано дополнительными оборотными средствами от взимания акцизов раз в квартал», — считает эксперт.

Совладелец саратовской сети АЗС GP Vympel Екатерина Славкина предположила, что очередное нововведение отрицательно скажется на розничном сегменте рынка топлива, потому что форма изменений налоговой системы, скорее всего, приведет к негативным последствиям: «Я поддерживаю точку зрения, что администрирование и собираемость акцизов ухудшится», — заявила эксперт. При этом она подчеркнула, что пока не понятно, какие финансовые последствия для АЗС повлечет за собой эта мера: «Если нужно будет акцизы уплачивать в аванс за счет оборотных средств АЗС, то, конечно, это станет новым финансовым бременем, которое ляжет на заправки, если же это будет постоплата, то для АЗС это будут дополнительные денежные средства.

Все будет зависеть от конечной редакции нововведения, но пока никаких изменений не хотелось бы. Есть только желание просто прийти в себя и спокойно вести бизнес»,

— отметила Славкина.

Она уточнила, что розничный бизнес по продаже топлива к пострадавшим отраслям не относится, но при этом АЗС фактически находятся в положении останавливающейся отрасли в связи с отсутствием товара: «Спрос упал, даже повышение маржинальности не перекрывает возросших операционных расходов в связи с падением спроса. Вынужденного простоя в связи с карантином у нас не было, однако, определенные финансовые лишения мы понесли и продолжаем нести, как и остальные российские предприниматели. Плюс сейчас в Саратовской области еще и усугубилась ситуация в связи с дефицитом топлива и завышенными оптовыми ценами, которые не транслируются в розничные», — сообщила Славкина.

Консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов напомнил, что сегодня НПЗ выплачивает акциз на весь объем отгруженной продукции, независимо от того, были ли реализованы указанные объемы конечному потребителю: «Особенно актуальной эта проблема стала в текущей ситуации резкого падения спроса на моторные топлива, когда значительные объемы произведенного топлива остаются в запасах и не находят конечного потребителя, тем самым принося убытки НПЗ. Перенос уплаты акциза позволяет решить эту проблему. Минусом такой системы является усложнение администрирования, поскольку контролировать несколько десятков НПЗ гораздо проще, чем десятки тысяч АЗС», — отметил эксперт в своем комментарии.

Он также отметил, что сейчас акциз уже заложен в потребительские цены, но уплачивается на этапе отгрузки топлива с НПЗ, поэтому перенос уплаты акциза на АЗС не повлияет на цены для конечных потребителей. Тырнов считает, что перенос уплаты акциза не окажет существенного влияния на внутренний рынок. Но система администрирования усложнится, поскольку потребуются меры по контролю от этапа отгрузки моторных топлив с НПЗ до реализации конечным потребителям, включая все перепродажи:

«Несмотря на это, профильные ведомства уже накопили достаточный опыт администрирования, чтобы обеспечить бесперебойную работу всей системы.

Так, например, уже работает система возвратных акцизов для авиакеросина, прямогонного бензина и ароматики, также потребовавшая ввода контроля за реализацией нефтепродуктов», — резюмировал эксперт. ​

Стоит отметить, что пока в правительстве будет решаться вопрос о переносе уплаты акцизов в розничный сегмент, по данным отчета агентство Argus Media, ряд российских НПЗ летом может быть остановлен. «При сохранении низких цен на нефть до конца года с мая маржа переработки резко снизится, а летом может стать отрицательной. Это может закончиться остановкой отдельных НПЗ. Ухудшение экономики переработки вкупе с падением спроса повлечет за собой снижение объемов переработки нефти и изменение структуры выпуска продукции», — сообщает агентство.

В Argus Media сообщили, что в первом квартале маржа переработки в России была высокой — $28 на тонну, однако, по году она может снизиться до минус $3 на тонну. «Выплаты федерального бюджета по демпферу и обратному акцизу на нефть должны были составить почти 330 млрд рублей в 2020 году. Вместо этого компании должны будут перечислить в бюджет свыше 600 млрд рублей. Это в два раза больше, чем компании получили из бюджета по итогам прошлого года — 303 млрд рублей», — отмечается в отчете. Поэтому меры поддержки нефтеперерабатывающих заводов будут совсем не лишние.

Екатерина Вадимова