Posted 25 июля 2019, 07:47

Published 25 июля 2019, 07:47

Modified 15 сентября 2022, 20:23

Updated 15 сентября 2022, 20:23

Ормузский пролив поможет американскому сланцу

25 июля 2019, 07:47
Если Ормузский пролив действительно будет перекрыт, могут начаться перебои с поставками не только нефти, но и СПГ из Катара, а это — прямой путь к глобальному энергетическому коллапсу

Танкерное «пикирование» между Ираном и Великобританией поддерживает нефтяные цены в коридоре $60–70 за баррель. Любопытно, что даже угроза продолжению судоходства в Ормузском проливе пока не в состоянии поднять стоимость черного золота выше. Но если эта транспортная артерия действительно будет перекрыта, могут начаться перебои с поставками не только нефти, но и СПГ из Катара, а это уже прямой путь к глобальному энергетическому коллапсу.

Поэтому, скорее всего, вялая реакция нефтяных трейдеров на захваты танкеров свидетельствует, что пока никто не верит в возможность серьезных военных столкновений в регионе.

Между тем Великобритания уже рекомендовала своим судам не приближаться к Ормузскому проливу. Однако пока дальше этого шага британские власти не пошли, рассмотрев возможность введения экономических санкций против Ирана, в том числе замораживание активов. Правда, 24 июля британский танкер прошел через Ормузский пролив под конвоем фрегата ВМС Великобритании Montrose, прибыв в катарский порт впервые после инцидента с задержанием нефтяного танкера Stena Impero иранскими властями 19 июля.

Стоит отметить, что инцидент 19 июля, когда Иран задержал в Ормузском проливе Stena Impero, следовавший под британским флагом, и танкер Mesdar, шедший под либерийским, был далеко не первым. 14 июля был арестован танкер Riah, шедший из ОАЭ под флагом Панамы. Однако «ящик Пандоры» был открыт 4 июля в Гибралтаре, где произошло задержание танкера Grace 1, который якобы перевозил иранскую нефть. Ранее, 13 июня, в Персидском заливе неизвестными были обстреляны танкеры Kokuka Courageous и Front Altair.

Все это свидетельствует, что в последние месяцы у нефтяного рынка было много поводов всерьез обеспокоиться. Но захваты танкеров и даже их обстрелы никого сильно не беспокоят. Действительно, в период настоящих танкерных войн в Персидском заливе в 1980–1988 гг. были атакованы более 450 судов; более 250 из них составляли танкеры.

Эксперты склонны считать, что пока цены на нефть отыгрывают больше дипломатическое противостояние США и Ирана, ни той ни другой стороне невыгоден полномасштабный военный конфликт, поэтому Ормузский пролив останется судоходной акваторией.

Главный аналитик компании «БКС Премьер» Антон Покатович в комментарии для «НиК» отметил, что на данный момент вероятность того, что напряженность по иранскому направлению выльется в блокировку нефтяных поставок из Персидского залива с помощью «перекрытия» Ираном Ормузского пролива оценивается как достаточно низкая — порядка 15–20%.

«Тем не менее мы наблюдаем за продолжением усиления военных контингентов, включая США, в регионе. Также в распоряжении рынка имеется информация о подготовке к созданию военной коалиции США и других стран для обеспечения безопасности в данном судоходном регионе. На наш взгляд, рост милитаризованного базиса в данной активной точке геополитической напряженности повышает риск возникновения вооруженных столкновений, а также риск проведения операций false flag», — считает аналитик.

Он отметил, что акватория Ормузского пролива является жизненно необходимой для поддержания текущей мировой инфраструктуры транспортировки ближневосточной нефти — через пролив транспортируется порядка 20 млн б/с, или почти пятая часть всего нефтяного предложения в мире.

«Весьма ограниченное количество стран на данный момент имеет возможность изменить транспортные пути. Например, Саудовская Аравия имеет опыт обхода Ормузского пролива с помощью нефтепровода, который выходит в Красное море. Однако его пропускных мощностей может хватить лишь для обеспечения 70–77% нефтяных экспортных поставок королевства», — заметил Покатович.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отметил, что рынок еще не оценил фактор напряженности в Персидском заливе.

«Безусловно, какое-то влияние оказывают инциденты с танкерами, но нефть как была в коридоре $60–70 за баррель, так и не выходит за него. Если бы в регионе случился серьезный военный конфликт, мы бы увидели совсем другие цены на энергоносители»,

— заявил эксперт. По его мнению, никто не заинтересован в эскалации напряженности, поэтому стоимость нефти так и останется в заданном коридоре.

Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов также считает, что пока в Персидском заливе наблюдается не танкерная война, а одиночные танкерные инциденты. Иран показывает, что он контролирует Ормузский пролив даже скромными военно-морскими силами.

«Страны Персидского залива уже предпринимали шаги для того, чтобы обойти это узкое место и не зависеть от Тегерана. ОАЭ построили обходной трубопровод в порт Фуджейра. Саудовская Аравия еще в 1980-е гг. построила терминал на берегу Красного моря. Есть страны, экспорт которых более уязвим, — Кувейт, Ирак, Бахрейн, Катар. Вместе с тем все страны региона могут транспортировать свое сырье по другим транспортным каналам. Но в любом случае обходные пути — увеличение транспортного плеча и дополнительные расходы, которые отразятся на стоимости нефти. Поэтому этим странам не хочется менять логистику экспорта», — заявил эксперт в интервью «НиК».

По его словам, Иран наглядно демонстрирует, что не будет сдаваться без геополитического и геоэкономического боя, поэтому собирается использовать те рычаги давления, что у него есть.

«Это защитная стратегия Ирана. В то же время он не идет на неуправляемую эскалацию: один танкер в Гибралтаре, другой — в Ормузе. Я думаю, что именно к таким симметричным ответам и будет прибегать Тегеран. Он не будет делать первый шаг»,

— заметил эксперт.

Анпилогов считает, что Великобритания и США тоже достаточно трезво оценивают риски военного противостояния с Ираном.

«США должны сконцентрировать в Персидском заливе достаточные силы для предотвращения любых действий Ирана по контролю Ормуза. Стоит упомянуть, что классическая танкерная война велась отнюдь не путем досмотра танкеров, а с помощью мин и авиации. США, не участвуя напрямую в конфликте, вынуждены были держать в Персидском заливе две авианосные группировки. Это очень серьезные силы даже для Соединенных Штатов. Если Вашингтон захочет напрямую участвовать в конфликте, ему потребуется переброска в регион еще более серьезных сил.

Поэтому пока США хотят собрать максимально широкую международную коалицию для изоляции Ирана, чтобы выставить именно его современной „империей зла“. Однако реализация данного сценария возможна только при условии, что Иран первый пойдет на эскалацию конфликта.

Если же эти первые шаги сделают США, они подрастеряют союзников, необходимых для эффективной военной операции. Я ожидаю очень медленного развития событий», — пояснил эксперт.

Покатович, отвечая на вопрос, как будут дальше разворачиваться события вокруг задержания танкеров, отметил, что все будет зависеть от отношений западного мира и Тегерана.

«Мы не исключаем, что в ближайшее время взгляды мирового сообщества на исламскую республику могут продолжить ухудшаться, что в итоге приведет к возвращению Ирану метки „мирового злодея“. При развитии событий в данном ключе мы видим риски перехода геополитической напряженности к милитаризованным столкновениям в ближневосточном регионе, что может стать существенным фактором поддержки нефтяных цен», — указал главный аналитик «БКС Премьер».

Анпилогов заметил, что в случае перекрытия доставки углеводородного сырья по Ормузскому проливу очень сильно пострадают мировые потребители сырья, в том числе и СПГ.

«Сейчас катарский экспорт СПГ составляет порядка 80 млн т в год. В случае перебоев с доставками сжиженного природного газа из этой страны США смогут активнее продавать свой газ в ЕС и на рынки Юго-Восточной Азии, например в Индию. Стоимость энергоносителей при реализации данного сценария будет расти.

При этом геополитические конкуренты США, например ЕС, потеряют больше от данного конфликта, чем сам Вашингтон»,

— пояснил Анпилогов.

Последнее заявление госсекретаря США Майка Помпео о том, что Соединенные Штаты создают коалицию по патрулированию Ормузского пролива, в которой будут участвовать страны со всего мира, подтверждает данное мнение. Вашингтон официально подтвердил намерение втянуть в конфликт как можно больше участников, чтобы потом удачно обогатиться за счет резкого роста стоимости газа как в Европе, так и в Азии.

Екатерина Вадимова

Подпишитесь