Posted 25 апреля 2019, 14:24
Published 25 апреля 2019, 14:24
Modified 16 августа 2022, 21:48
Updated 16 августа 2022, 21:48
Нефтяные компании России в 2019 г. получат 400–450 млрд руб. из бюджета на сдерживание цен на топливо на внутреннем рынке. Чтобы не дорожал бензин на заправках, заплатить за него придется государству из «закромов Родины», ведь именно там оседают сверхдоходы от высокой цены на нефть.
Правительство решило продлить режим субсидий, которые платятся нефтяным компаниям за поставку топлива на внутренний рынок. Из-за того, что цены на нефть на мировом рынке высоки, государство доплачивает нефтяникам, чтобы те не продавали на экспорт всю добываемую нефть и продукты из нее. Так государство пытается избежать дефицита на внутреннем рынке и сдержать рост цен на бензин. Этот компромисс получил название «заморозка цен».
Необходимые средства будут получены за счет введения акциза на средние дистилляты и мазут.
Также будет введена фиксированная надбавка к НДПИ на нефть в размере 75 руб. за тонну в диапазоне колебания цены на нефть от $55–57 до $80 за баррель. При ценах на нефть $80 за баррель и выше предусмотрено равномерное увеличение надбавки к НДПИ на нефть по формуле с 75 до 204 руб. за тонну.
В последние месяцы в правительстве не утихали дискуссии о корректировке параметров «демпфирующего механизма», регулирующего размер компенсаций для НПЗ за реализацию топлива на внутреннем рынке по ценам не выше «замороженных». Участники рынка недовольны действием механизма, тем, что его конструкция очень сложна, противоречива и оторвана от ценообразования на реальном рынке, говорит ведущий аналитик по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Филипп Мурадян.
Власти пошли на компромисс с нефтяниками, так как из-за удержания цен на топливо на внутреннем рынке нефтяные компании теряют 150–200 млрд руб. в год, отмечает начальник отдела инвестиционных идей «БКС Брокер» Нарек Авакян.
С социально-экономической точки зрения допустить новый рост цен на бензин, как это произошло в 2018 г., нельзя.
Согласно данным Росстата, с января по декабрь 2018 г. цена топлива увеличилась на 9,2%, что в два раза превысило инфляцию.
В начале 2018 г. литр бензина в среднем по России стоил 39,9 руб., а литр дизеля — 40,71 руб. В конце декабря цена выросла до 43,42 руб. за литр бензина и 46,66 руб. за литр дизтоплива.
Фактически власти и нефтяники пришли к соглашению: государство будет финансировать фиксированную стоимость бензина и дизеля на внутреннем рынке из сверхдоходов бюджета, получаемых от продажи нефти. Сейчас средняя стоимость барреля нефти в рублях достигает 5 тысяч при заложенной в бюджете цене 3 тыс. руб.
При определенных условиях демпфер может приводить к парадоксальной ситуации, когда НПЗ несут потери при реализации автобензина на внутреннем рынке и одновременно вынуждены платить в бюджет в рамках демпфера, вместо того чтобы получать компенсацию.
«Отменить демпфер в 2019 г. и заменить его на плавающий акциз, более простой механизм сдерживания цен на внутреннем рынке, нет возможности по бюджетным причинам»,
— добавляет Мурадян.
В результате нефтяные компании пытаются пролоббировать хотя бы снижение потенциальных убытков по действующему механизму.
По итогам совещания в правительстве приняты решения, снижающие возможные убытки нефтяников, но для этого необходимо резервирование дополнительных средств в бюджете.
Ранее обсуждалась возможность использования в качестве источника финансирования средств ФНБ, но пока правительство обошлось без этого. Компенсировать затраты нефтяников на текущий момент решили через рост НДПИ, потому что это политически проще.
Смысл использования денег бюджета для сглаживания колебаний на рынке нефтепродуктов в том, чтобы не допустить шоков для экономических агентов и населения, считает главный стратег компании «Универ Капитал» Дмитрий Александров. Эти шоки обернутся общим ростом инфляции и в конечном итоге ставок в экономике.
Но не исключено, что в дальнейшем правительство вернется к идее платить компенсации нефтяным компаниям из средств ФНБ.
«Возможно, логика использования средств ФНБ в том, что основные средства от сверхдоходов из нефтяного сектора идут именно в этот фонд»,
— отмечает Авакян.
Сейчас перекос на топливном рынке России связан с двумя факторами: с одной стороны, цены на нефть на мировом рынке сложились высокие, но, с другой стороны, рост курса рубля искусственно сдерживается.
«Получается, что цену на нефть на внутреннем рынке нефтяники и правительство не хотят понижать, но в то же время и рубль не хотят укреплять, поскольку низкая котировка рубля по отношению к доллару ударит по промышленности, которая и без того остается слабой в последние годы. Поэтому, поскольку рыночными механизмами не получается сдерживать топливные цены, правительство вынуждено искать нестандартные меры», — резюмирует Авакян.
Елена Гостева