Posted 25 марта 2020, 13:11
Published 25 марта 2020, 13:11
Modified 15 сентября 2022, 20:50
Updated 15 сентября 2022, 20:50
Как влияет падение цен на нефть на мировом рынке на внутрироссийский рынок нефтепродуктов?
Этой весной на мировой и российский нефтяной и нефтепродуктовый рынок обрушился «идеальный шторм», вызванный падением цен на нефть и пандемией коронавируса.
Если взять падение цен на нефть как самостоятельный, отдельно взятый фактор, то на цены на топливном рынке в России он не влияет напрямую — в отличие, например, от США (вспомните реплику Трампа о том, что он рад низким ценам на нефть, потому что бензин станет дешевле, что выгодно для покупателей).
Если проанализировать составляющую нефтяной цены в стоимости топлива на внутрироссийском рынке, то окажется, что это всего лишь 5-10%, остальное — это налоги, акцизы (до 60% в конечной стоимости нефтепродуктов), а также НДПИ, НДС, налоги на прибыль и пр.
Другое дело, что цены могут расти, например, если нефтяные компании «увлекаются» экспортными поставками, создавая нехватку нефтепродуктов на внутреннем рынке, или, например, поднимают уровень внутренних цен до экспортных, ограничивая реализацию нефтепродуктов на товарной бирже (не нарушая, тем не менее, предписанных совместным приказом ФАС и Минэнерго нормативов) — такие истории на внутрироссийском рынке нефтепродуктов возникали постоянно в 2018–2019 гг. (и мы помним, чем эти истории закончились для рынка).
Поэтому для того, чтобы как-то регулировать внутренние цены, с 2019 года действует демпфирующий механизм, который направлен на стабилизацию цен на бензин и дизельное топливо.
Каковы перспективы ценовых изменений на топливо на внутреннем рынке (в опте и рознице)? Цены вырастут или упадут? И что будет основными причинами этого роста или падения?
Цены на нефтепродукты внутри страны пока сохраняют стабильный уровень на фоне общемирового обвала цен на нефть. Даже при усилении в дальнейшем негативного эффекта от распространения коронавируса выше уровня инфляции цены все же не поднимутся. Вопрос в другом: какой будет сама инфляция?
При этом мы обязательно испытаем традиционный сезонный рост цен: на бирже в оптовом сегменте он уже просматривается, но это в целом традиционно для нашего внутреннего рынка. Несмотря на то, что пандемия ударила по уровню спроса на нефтепродукты, внутренние потребности пока сохраняются на достаточном уровне, спрос и покупательская способность также пока находятся на прежнем уровне. Но надо отметить, что спрос в ближайшее время будет более жестко контролировать предложение, чем раньше, ограничивая возможность «задрать» цены.
Возможно ли сокращение производства нефтепродуктов и что в таком случае будет с ценами?
Сейчас производство и поставка топлива на внутренний рынок стабильны. В Минэнерго предоставили данные, согласно которым почти 80% от произведенного бензина и дизеля уходит на внутренний рынок российским потребителям. Запасы на нефтебазах также находятся на приемлемом уровне. Для сохранения стабильности на топливном рынке на государственном уровне будет обеспечен контроль за состоянием внутреннего рынка и топливообеспечения. Конечно, могут пострадать интересы экспортеров, но в такой ситуации на это придется пойти.
Мы полагаем, что рост цен маловероятен. Обратите внимание, что происходит с нефтью на международных рынках сегодня — идет борьба не за высокую цену, а за рынки сбыта, чтобы не потерять потребителя.
И нам представляется, что ситуация в России в этом смысле будет смотреться более выигрышно, чем в Европе или в США. И со стороны государственных регуляторов властей будут предприняты действия, направленные на стимулирование и поддержку внутреннего спроса. Например, сейчас на товарной бирже объем продаж не только не сокращается, а, напротив, увеличивается. А раз есть потребность в закупках нефтепродуктов, то можно предполагать, что не сократится и производство.
Возможны ли налоговые послабления участникам топливного рынка в условиях кризисной ситуации?
Возможны. Над этим работа идет со стороны представителей бизнес-сообществ.
Что касается среднего и малого топливного бизнеса — прежде всего, в розничном торговом секторе, — то вот как раз именно у представителей этого сегмента рынка могут возникнуть проблемы ввиду снижения покупательского спроса. И здесь, как и в ряде других отраслей, малый бизнес может рассчитывать на ряд послаблений от правительства в виде, например, налоговых каникул. Цель таких решений — компенсация затрат розничному бизнесу от вынужденного снижения цен на АЗС.
Какой уровень падения потребления нефтепродуктов можно прогнозировать в среднесрочной перспективе?
Мы ожидаем сокращения потребления со стороны отраслей, которые из-за карантинных ограничений не смогут продолжать развивать свой бизнес. Сократится потребление в сегменте личного автотранспорта, коммерческий транспорт, грузовые автоперевозки «ужмутся» до необходимого минимума.
В то же время давайте смотреть на вещи реально: продолжается развитие агропромышленного комплекса, по-прежнему работает сектор ЖКХ, осуществляются железнодорожные перевозки, развиваются промпредприятия, а в рамках реализации национальных проектов предусмотрено мощное инфраструктурное строительство. Мы полагаем, что сохранение потребления или, возможно, его рост в вышеуказанных отраслевых сегментах не позволит уровню потребления нефтепродуктов катастрофически сократиться даже в существующих условиях.