Posted 24 июля 2019,, 12:37

Published 24 июля 2019,, 12:37

Modified 16 августа 2022,, 21:50

Updated 16 августа 2022,, 21:50

Заморозка Арктики

24 июля 2019, 12:37
В Минфине подсчитали, сколько недополучит бюджет от налоговых льгот для еще нереализованных арктических проектов, но забыли представить данные о прибыли в случае их запуска и об упущенных выгодах в случае отказа от реализации

Минфин вновь решил бороться с нефтяными компаниями за льготы на разработку нефтегазовых месторождений. В ведомстве удивительно быстро «поделили шкуру неубитого медведя», подсчитав, сколько недополучит бюджет от налоговых льгот для еще нереализованных проектов. При этом забыли представить данные о прибыли в случае их успешного запуска, а также об убытках бюджета в случае полного отказа от их реализации.

Как сообщил сайт Кремля, президент России Владимир Путин по итогам совещания, посвященного вопросу стимулирования нефтяной отрасли, поручил ввести мораторий до 31 декабря 2019 г. на оказание новых мер господдержки при разработке нефтяных месторождений России до завершения инвентаризации.

Глава государства также дал указание завершить инвентаризацию запасов нефтяных месторождений на предмет экономической эффективности их освоения в текущих налоговых условиях до 1 декабря и представить финансово-экономическое обоснование предложений по господдержке разработки Приобского нефтяного месторождения.

Правительство должно разработать единые критерии и требования к экономическому обоснованию и порядок предоставления мер господдержки при разработке месторождений.

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев, отвечая на вопрос РБК о моратории на господдержку нефтедобычи до завершения инвентаризации действующих льгот, отметил: «Президенту виднее. Мы никуда не торопимся. Можем подождать до декабря, если государство тоже сможет подождать. Инвентаризация льгот — дело нужное. Она покажет, какие льготы не работают, а какие приносят эффект бюджету».

Ранее СМИ обнародовали информацию, что глава «Роснефти» Игорь Сечин в письме президенту России Владимиру Путину попросил главу государства поддержать законопроект о развитии Арктики, предусматривающий особый режим для инвесторов проекта «Восток ойл», объединяющий месторождения госкомпании (Лодочное, Тагульское и Ванкорское) с Пайяхским месторождением «Нефтегазхолдинга». Отмечалось, что предполагалось и вхождение в кластер месторождения СП «Роснефти» и ВР «Ермак нефтегаз», а также восточнотаймырских месторождений, где «Роснефть» начала геологоразведку. По мнению Сечина, инвестиции в проект должны превысить 5 трлн руб. Компании построят 5500 км трубопроводов, морские терминалы с перевалкой до 100 млн т в год, аэропорты, линии электропередачи и другую инфраструктуру.

Однако проектом оказался недоволен Минфин, начавший распространять в СМИ информацию, сколько недополучат бюджеты различных уровней в случае введения налоговых послаблений. О потерях государства в случае отказа от освоения этого арктического кластера представители Минфина почему-то не распространялись.

Опрошенные «НиК» эксперты считают, что мораторий, объявленный до конца года, не сможет серьезно повлиять на освоение арктических проектов.

В то же время они отмечают, что для реализации указа президента по обеспечению 80 млн т грузов по Севморпути (СМП) к 2024 г. просто необходима активная разработка нефтегазовых месторождений региона. А без государственных преференций начать активно добывать нефть в Арктике невозможно.

Руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев заметил, что нельзя заниматься освоением Арктики без налоговых льгот.

«Это вопрос политический, потому что Арктика — это еще и загрузка Северного морского пути. Правительство собирается к 2030 г. транспортировать по СМП 100 млн т грузов, но для этого надо обязательно осваивать нефтегазовые месторождения»,

— указал эксперт в интервью «НиК».

Он уверен, что в какой-то форме льготы для арктических проектов все равно будут.

«Это старая история противостояния нефтяников и Минфина. В свое время были долгие согласования налоговых льгот по НДПИ для Ванкора. Сечин — человек очень влиятельный, плюс деньги в бюджет возвратятся через дивиденды», — заявил Разуваев.

Он отметил, что мораторий может быть связан с тем, что к концу года будут подводиться финансовые итоги.

«Бюджет может быть с профицитом около 2 трлн, поэтому вполне возможно, что льготы для арктических нефтегазовых проектов будут. Впрочем, на решение могут повлиять и цены на нефть: если они поднимутся до $200 за баррель, месторождения Арктики можно будет осваивать и без льгот», — пояснил Разуваев.

Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев заметил, что пока не выбрана окончательная стратегия налогообложения российской нефтедобычи.

«С 1 января 2005 г. введена плоская шкала налогообложения нефтяной отрасли, в которой учитывается объем добычи сырья, — НДПИ. Она была направлена на ликвидацию коррупции, и с помощью нее многие проблемы были решены. При этом все предприятия с различными условиями хозяйственной деятельности оказались в равных условиях. Часть проектов была закрыта или не реализована, но российская нефтедобыча потеряла не очень много — порядка 40 млн т добычи в год. В тот момент добыча росла и потери никто не заметил. С течением времени давление на правительство нефтяных компаний росло и для отдельных проектов стали давать льготы. Все понимали, что это не самый лучший выход из сложившейся ситуации и что он тоже может приводить к коррупции. Была выработана новая система налогообложения — налог на дополнительный доход (НДД). Но правительство боится полностью переводить отрасль на эту систему, так как считает, что компании быстро найдут способы сокрытия доходов и уклонения от этого налога.

Таким образом, у нас есть два варианта развития отрасли. Часть проектов осталась на старом налогообложении, часть уже переведена на НДД», — рассказал эксперт в интервью «НиК».

Он отметил, что после того, как «Роснефть» обратилась с новым инвестиционным налоговым проектом по Арктике, перед правительством встала дилемма — по какой системе собирать доходы с отрасли.

«Для решения этой стратегической задачи, как я понял, и было решено взять мораторий и все просчитать. И все было бы замечательно, если бы не то, что просчитывать у нас толком никто не умеет. Стоит вспомнить историю, когда зафиксировали цены с одновременным увеличением налогов на нефтепереработку», — напомнил Танкаев.

По его мнению, с точки зрения арктических проектов эти месяцы ничего принципиально нового не внесут.

«Небольшое количество разумных людей взяло таймаут, чтобы определиться с налогообложением нефтедобычи. Но большое количество абсолютно непрофессиональных и глупых людей уже участвует в каких-то расчетах, подобных тем, что делает Минфин», — заявил эксперт.

Он пояснил, что все расчеты Минфина, сделанные в связи с предложением «Роснефти», показывают полный непрофессионализм ведомства.

«Рассчитывать потери бюджета от проектов, которые еще не реализованы и ничего в бюджет не приносят, — полный идиотизм. Либо вы их запускаете — и тогда можно что-то подсчитывать. Либо вы ничего не меняете, инвестиционный климат остается прежним, проекты не реализуются, а бюджет вообще ничего не получает», — указал Танкаев.

Представители отрасли полностью подтверждают выводы экспертов. В частности, источник РБК в крупной нефтяной компании рассказал, что только совместный проект разработки месторождений Ванкорского кластера и Пайяхинского проекта «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга» «Восток ойл» мог бы дать Северному морскому пути 50–100 млн т грузов.

«Если льгот не будет, эти объемы выпадают, добыча нефти там тоже под вопросом. А с льготами была бы синергия для многих отраслей экономики — не только нефтяной, но и судостроения и металлургии»,

— сказал собеседник издания.

По его словам, заморозка решения о господдержке ставит под угрозу планы геологоразведки в арктических широтах.

«Только для нужд Пайяхи должны быть заказаны не менее 100 новых буровых станков, это затраты. Закупки уже начались. Как компании могут окупать свои инвестиции, если государство не может определиться с тем, будет ли оно поддерживать проект?» — сообщил представитель нефтяной компании.

Екатерина Вадимова