Posted 21 декабря 2018, 18:16

Published 21 декабря 2018, 18:16

Modified 16 августа 2022, 21:50

Updated 16 августа 2022, 21:50

Тема недели: нефть падает, а США хотят уйти из Сирии

21 декабря 2018, 18:16
Вывод американских войск из Сирии может серьезно изменить геополитическую ситуацию в регионе и повлиять на рынок углеводородов

США меняют свою политику на Ближнем Востоке, собираясь вывести войска из Сирии. Это может серьезно изменить геополитическую ситуацию в регионе и, как следствие, повлиять на рынок углеводородов, в частности на нефтяные цены, а в дальнейшем – и на стоимость газа на европейском рынке.

Новая позиция президента США по Сирии и уменьшение контингента в Афганистане вызвало непонимание со стороны министра обороны Джеймса Мэттисона, который решил уйти в отставку. Это свидетельствует о серьезности намерений Трампа поменять политическую стратегию в данном регионе.

Разлад в американской элите не столь важен для нефти и газа, как стабилизация ситуации на Ближнем Востоке.

А президенту Соединенных Штатов необходимо удерживать мировые цены на черное золото, чтобы помочь американской промышленности и не раздражать собственных избирателей высокой стоимостью бензина. Неудивительно, что он решился на заявление о выводе войск из Сирии.

Заметим, что цены на нефть в последние дни снижались: 20 декабря стоимость нефтяной корзины ОПЕК снизилась на 2,2%, до $53,92; 21 декабря стоимость фьючерса на Brent с поставкой в феврале 2019 г. в ходе торгов на бирже ICE в Лондоне опустилась на 0,9%, составив $53,87 за баррель.

Вряд ли такое падение черного золота произошло из-за смены позиции администрации США по Сирии, но она могла стать дополнительным фактором для установки медвежьих настроений на рынке.

Впрочем, российские власти пока не готовы давать оценки: пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил о необходимости разобраться с вопросом о перемещении американских войск в Сирии – как, когда, куда и каким образом будут уходить военные Соединенных Штатов.

Отраслевые эксперты также считают, что пока сложно понять, зачем Трампу понадобилось данное заявление, он человек непредсказуемый. Возможно, это лишь элемент внутриполитической борьбы американских элит. Но если американские войска действительно покинут регион, это повлияет на стоимость черного золота и будет способствовать реализации ряда проектов добычи нефти и транспортировке газа.

Главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович заметил в комментарии для «НиК», что в теории вывод войск США с территории Сирии можно рассматривать как фактор снижения глобальных геополитических рисков, что в свою очередь является позитивным условием для роста рисковых активов, в том числе для нефти.

«На практике же мы неоднократно сталкивались с подобными заявлениями Вашингтона, которые представляли собой не более чем громкую риторику, направленную на достижение сиюминутных геополитических выгод и внутриполитических целей. Классический пример – Афганистан. Соответственно, о появлении условий для работы в Сирии европейских энергокомпаний или реализации в регионе новых газотранспортных проектов говорить очень преждевременно.

К тому же надо понимать, что выход войск США из Сирии не будет означать автоматического улучшения инвестиционного климата, который в настоящее время является крайне неблагоприятным из-за продолжающегося уже 7 лет военного конфликта и большого санкционного давления Запада в отношении действующих властей»,

– считает эксперт.

Заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева уверена, что необходимо, чтобы конфликт в Сирии был полностью погашен.

«Помимо США, у Сирии напряженные отношения с Саудовской Аравией, непонятна ситуация с Курдистаном. Даже если войска США выдут из региона, не факт, что они перестанут поддерживать воюющие там группировки. Нужно, чтобы конфликт полностью прекратился. Тогда можно говорить о реализации каких-то проектов. Возможно, они просто не хотят там все это делать своими руками и решили немножко изменить стратегию», – заявила аналитик в интервью «НиК».

По ее мнению, в ближайшее время напряженность в регионе сохранится, поэтому пока ни о какой реализации крупных проектов в области углеводородного сырья речи идти не может, как и об интересе европейского бизнеса.

«Если же позиции ЕС и США по ряду политических вопросов разойдутся окончательно, тогда европейские компании могут проявить интерес к региону. Но пока отношение к Сирии в ЕС не поменялось»,

– заметила Кокорева.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов напомнил, что это не первое заявление Трампа о намерении вывести войска из Сирии.

«Пока это просто заявление. Трамп сказал одно, но делает совершенно другое», – указал эксперт в интервью «НиК».

Гендиректор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев отметил, что снижение напряженности на Ближнем Востоке, безусловно, приведет к тому, что стоимость нефти начнет падать.

«Собственно, сейчас цена нефти снижается в том числе и по этой причине. Конечно же, сообщение о возможном выходе американских войск из Сирии не слишком важный фактор для рынка, тем не менее он присутствует»,

– указал эксперт.

По его словам, США – главный дестабилизирующий фактор на Ближнем Востоке; если они постепенно уберут свои войска даже из регионов, не имеющих к нефти никакого отношения, например из Афганистана, это скажется благоприятно.

«Американцы делают только дестабилизирующие шаги. Они порушили государственность Ирака и еще нескольких стран региона. Основательно подогрели войну между Саудовской Аравией и Йеменом, забросив последнему огромную партию оружия», – указал Танкаев.

Он напомнил, что Россия очень серьезно занимается стабилизацией ситуации на Ближнем Востоке, в том числе и на территории компактного проживания курдов.

«Из российских компаний наиболее активную позицию занимает «Роснефть». Она вкладывает серьезные деньги в иракский Курдистан. Компания ведет технологические работы по развитию рынка, стабилизации социальной ситуации, создает систему газоснабжения.

«Роснефть» закупает нефть у курдов, поставляя ее затем в Германию на свои НПЗ. Это серьезный бизнес, которые обеспечивает в регионе и рабочие места, и стабилизацию социальной обстановки, отвлекая курдов от конфликта с Турцией», – рассказал эксперт.

Важную роль в регионе играет и Иран.

«На уровне бытовых контактов такой страны, как Ирак, уже нет. Иранцы называют ее в целом Курдистан. Американцы поддерживали тот режим, который делал Ирак самостоятельным государством, но, если они уйдут из региона, в скором времени можно будет увидеть распад Ирака.

Линии напряженности, которые вели к постоянным военным конфликтам между Ираном и Ираком, между Турцией и курдами, необходимо стабилизировать, но очень сильно этому мешали США. С их уходом есть надежда, что ситуация урегулируется», – считает Танкаев.

Отвечая на вопрос о том, какие крупные проекты в нефтегазовой области будут реализованы в случае урегулирования ситуации в регионе, эксперт отметил, что уже сейчас на территории Северо-Западного Ирака (Курдистана) реализуются серьезные проекты.

«Роснефть» получила лицензии на поиск, разведку и разработку трех очень перспективных нефтяных месторождений. Есть газопровод, идущий из Ирана в Европу через Ирак и Турцию. Его пропускная способность составляет 15 млрд м3 в год. Большая часть проходящего по нему газа идет турецким потребителям, немного достается ЕС. Никто не будет давать деньги на развитие газопровода до тех пор, пока не прекратятся военные действия. Но если они закончатся, трубопровод позволит поставлять большие объемы газа в ЕС и будет единственным конкурентом российского голубого топлива на европейском рынке. Но Россия может договориться с Ираном, поскольку потребность в газе рынка Юго-Восточной Азии настолько велика, что там всем хватит места», – рассказал Танкаев.

Екатерина Вадимова

Подпишитесь