Posted 17 июня 2021, 08:06

Published 17 июня 2021, 08:06

Modified 16 сентября 2022, 20:46

Updated 16 сентября 2022, 20:46

Стоимость угольных активов растет при декарбонизации

17 июня 2021, 08:06
Сюжет
Уголь
Соответственно, интерес российского бизнеса к углю далеко не случаен

Экологи рано похоронили угольную отрасль. 11 июня российский бизнес боролся за угольный разрез «Богатырь» в Новосибирской области. В результате аукциона победителем стало ООО «Разрез Богатырь», принадлежащее угольной компании «Коулстар» Эдуарда Худайнатова. Лицензия на месторождение стоила компании рекордные 3,2 млрд рублей или в два раза больше стартовой цены.

Горловский угольный бассейн, где находится разрез «Богатырь», расположен в 100 км к югу от Новосибирска, на юге Искитимского района. Это уникальное месторождение, участок «Богатырь» содержит более 300 млн т запасов и 2,4 млрд т прогнозных ресурсов высококачественных антрацитов.

Стоит отметить, что борьбу за разрез вели три компании: ООО «Разрез Богатырь», ООО «Разрез Ташебинский» из Хакасии, которым владеет Игорь Марканов, и ООО «Антарес». В результате аукциона стартовая цена месторождения с 1,5 млрд рублей выросла до 3 153 431 127 рублей. Кроме того, изначально заявки на аукцион подавала и структура «Ростеха» «РТ-Богатырь». Она даже направляла жалобу в ФАС на наличие дополнительных требований к претендентам. Частично жалоба была удовлетворена.

Дополнительные требования Роснедр заключались в гарантиях транспортировки с разреза «Богатырь» не менее 10 млн тонн добытого угля в год железнодорожным транспортом по ветке Бердск-Новоалтайск, примыкающей к Транссибу, строительстве на российских судостроительных заводах не менее пяти крупнотоннажных специализированных судов для вывоза угля. Кроме того, учредители или бенефициары владельца разреза должны быть налоговыми резидентами РФ.

ООО «Разрез Богатырь» зарегистрировано на территории Новосибирской области, таким образом, по итогам аукциона, на котором стартовая цена аренды месторождения удвоилась и достигла весьма значительной суммы, регион получит дополнительные бюджетные поступления. Кроме того, мультипликативный эффект от освоения угольного разреза создаст новые возможности для экономического и социального развития области.

Отраслевые эксперты считают, что интерес российского бизнеса к углю далеко не случаен. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в интервью «НиК» напомнил, что на последнем Петербургском международном экономическом форуме глава «Роснефти» высказывал точку зрения о преждевременной политической декарбонизации, явно опережающей технический прогресс: «Сейчас компании заставляют оказываться от инвестиций в традиционную энергетику, хотя потребление углеводородов будет сохраняться.

Недоинвестированность способна привести к глобальному дефициту и росту цены.

Поэтому тот, кто пойдет против данной политической стратегии по декарбонизации и будет начинать новые проекты в традиционной энергетике, может остаться с выигрышем. Это стратегия рискованная, но она способна принести много денег инвесторам», — отметил эксперт.

Руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев считает, что приобретение угольных активов — это хорошая инвестиция, поэтому неудивительно, что в старую угольную энергетику стараются войти представители нефтегазового сектора: «В любом случае деньги там хорошо считаются. Плюс есть мнение, что вдолгую тарифы на электроэнергию будут расти, поэтому рентабельность угольного топлива станет достаточно высокой. Таким образом, инвестиция в угольный разрез не плохая», — заметил аналитик.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев указал, что уголь — весьма перспективное сырье, несмотря на всю декарбонизацию: «Черная металлургия без угля обойтись не может. При этом антрациты в отличие от дешевых углей расположены на планете неравномерно. Например, на Украине их уже не осталось, и украинским металлургическим заводам приходится использовать российский уголь из Сибири. Мировой рынок антрацитов очень интересен и перспективен.

Ведь европейская металлургия, в частности, немецкая до сих пор нуждаются в этом угле. Не менее активно потребляет антрациты Индия, у которой сейчас сильная черная металлургия.

И таких примеров может быть много», — рассказал эксперт.

Кстати, несмотря на «Европейский зеленый курс» (European Green Deal), который предписывает постепенно отказаться от углеводородов, Евросоюз все же прописал исключения по использованию ископаемого топлива для ряда отраслей, в том числе металлургии. Поэтому интерес к угольным активам далеко не случаен.

Подпишитесь