Posted 16 июня 2022, 10:39
Published 16 июня 2022, 10:39
Modified 16 августа 2022, 21:46
Updated 16 августа 2022, 21:46
Как гласит народная мудрость, где тонко, там и рвется. Энергетические напасти, с которыми в последние дни столкнулись в ЕС, красноречиво подтверждают эту поговорку. Дошло до того, что правительство Испании предложило включить в новую стратегическую концепцию НАТО в качестве угроз для всего альянса прекращение подачи энергии. Вот только не совсем понятно, кому Североатлантический альянс будет угрожать, если СПГ-завод, снабжавший сжиженным газом Европу, сгорел в США, а турбину для прокачки газа по «Северному потоку» отказалась возвращать Канада.
Но начнем по порядку: 8 июня произошел взрыв и пожар на одном из крупнейших экспортных заводов США по производству сжиженного природного газа — Freeport LNG. Первоначально объявлялось о том, что ремонт предприятия займет 3 недели. Однако позже стало известно, что он продлится 90 дней, причем окончательное восстановление работоспособности завода ожидается только к концу 2022 года. Отметим, что данное предприятие обеспечивает около 20% производства всего американского СПГ — завод может перерабатывать 2,1 млрд кубических футов природного газа в сутки и экспортировать 15 млн тонн СПГ в год. В последнее время около 70% поставок с этого терминала шло в Европу.
Однако пожар на Freeport LNG стал только первым в череде неприятностей энергорынка ЕС. 14 июня «Газпром» объявил о снижении поставок газа по «Северному потоку» до 100 млн куб. м в сутки при плановом объеме 167 млн куб. м в сутки. Ситуацию с прокачкой там связали с несвоевременным возвратом компанией Siemens газоперекачивающих агрегатов из ремонта на КС «Портовая». На следующий день, 15 июня, «Газпром» вывел из эксплуатации на этой станции еще один газотурбинный двигатель, поэтому было объявлено, что суточная производительность станции с 16 июня составит до 67 млн куб. м газа в сутки. Как пояснили в Siemens, газовые турбины для «Северного потока» производит Канада, они поставлены в 2009 году. Сейчас один двигатель находится на ремонте в Монреале. Возврат отремонтированной турбины невозможен из-за канадских санкций, а вторую из-за тех же санкций в ремонт вряд ли возьмут.
Напомним, что станция «Портовая» оснащена шестью газоперекачивающими агрегатами мощностью 52 МВт и двумя агрегатами мощностью 27 МВт. Однако в связи с несвоевременным возвратом турбин, а также выявленной неисправностью двигателей сейчас на «Портовой» может быть использовано только три газоперекачивающих агрегата.
Министр экономики Германии Роберт Хабек заявил, что сокращение потоков газа по «Северному потоку» политически мотивированно, а не вызвано техническими проблемами, передает Reuters. При этом санкции Канады по отношению к турбинам, работающим на «Северном потоке», видимо, политически нейтральны.
Стоит отметить, что «неверие» Хабека в технические проблемы никак не отразилось на газовом рынке ЕС, он все равно испугался дефицита предложения. Поэтому уже 15 июня биржевые цены на газ в Европе прибавляли почти 25% и дошли до $1300 за тысячу кубометров впервые с 27 апреля, а сегодня цена газа превысила отметку в $1400.
Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что ограничения на «Северном потоке» убирают с рынка до 100 млн кубометров газа в сутки: «Пожар на Freeport LNG — это около 50-60 млн в день с глобального рынка сжиженного газа, но, учитывая конъюнктуру, скорее всего, весь объем будет снят именно с европейского рынка», — пояснил эксперт. Он уточнил, что сроки восстановления поставок прогнозировать сложно, но Freeport LNG, судя по всему, выбыл надолго. Поставки по «Северному потоку» можно восстановить, когда снимут санкционные проблемы с обслуживанием оборудования или достигнут соглашения с Россией о снабжении через альтернативные маршруты, готовые к эксплуатации.
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов предположил, что пока речь идёт том, что Евросоюз может недосчитаться 20 млрд кубометров российского газа до конца 2022 года (с учётом дополнительного снижения прокачки до 67 млн куб. м в сутки): «Поставки из США не были специально ориентированы на Европу, хотя с Freeport LNG за первые пять месяцев в Старый Свет попало 4,7 млрд кубометров из законтрактованных различными компаниями на 2022 год 18,5 млрд кубометров.
Проблема для ЕС в том, что поставки американского газа подпитывали краткосрочный рынок, то есть давали те объёмы, которые могли быть перекинуты на рынки с более высокими ценами».
Любопытно, что в сложившейся ситуации помочь ЕС вызвалась Украина, но весьма своеобразным способом. Оператор газотранспортной системы страны объявил, что «Газпром» может увеличить транзит газа через Украину на 82,4 млн кубометров в сутки. Впрочем, Киев «протянул руку помощи» с транзитом вместе с требованием предоставить ему американский сжиженный газ, да еще и бесплатно. Журнал Foreign Policy написал о том, что Украина обсуждает с США возможность поставок СПГ в рамках ленд-лиза. То есть СПГ, который потенциально должен прийти в страны ЕС, в Киеве хотят забрать себе, да еще и в рамках помощи, с отсроченным на несколько лет платежом.
В этой связи Александр Фролов предположил, что прокачка дополнительных объёмов газа через украинскую ГТС возможна только в случае, если Киев снимет претензии к маршруту, проходящему через ГИС «Сохрановка»: «Пока что не похоже, чтобы Украина пыталась решить эту проблему или Евросоюз пытался бы надавить на Киев. Если же вопрос благополучно разрешится, возможно увеличить поставки по этому коридору. Теоретически это могло бы снять проблемы, с которыми сейчас столкнётся Италия». Напомним, что 15 июня итальянская энергетическая компания Eni получила от «Газпрома» уведомление об ограниченном сокращении поставок газа на фоне проблем с турбинами «Северного потока».
Алексей Гривач пояснил, что с учетом выпадения «Сохрановки» у украинской ГТС остается очень небольшой резерв для увеличения поставок в рамках контракта. «Кроме того, у России нет никаких стимулов решать проблемы, которые создали сами европейцы из-за так называемых союзников в санкционном угаре, поскольку ограничение предложения приводит к росту цен на рынке и прибыльности поставок».
Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович заметил, что сложившаяся ситуация на европейском газовом рынке может быть сигналом Европе о том, что не надо слишком увлекаться санкциями: «ЕС не стоит оказываться от исполнения собственных обязательств, в том числе связанных с принципом „бери или плати“. Отказ от этого обязательства уже анонсирован Еврокомиссией, которая заявила, что надо сократить потребление российского газа на две трети в следующем году. Формально у „Газпрома“ есть объяснение сокращения поставок из-за санкций Канады, которая не захотела ремонтировать элементы турбины для „Северного потока“. Теперь Германия должна будет сама вести переговоры с Канадой о введении исключения из санкций. Если она это не сделает, то недополучит газ, и у нее начнутся большие проблемы. При этом вряд ли „Газпром“ будет увеличивать прокачку через другие маршруты. Поэтому мяч на стороне Германии», — указал эксперт.
Впрочем, как говорится, нет худа без добра. Судя по всему, газ из «Северного потока» уходит в «Турецкий поток», об этом свидетельствуют данные операторов газотранспортных систем Болгарии, Венгрии и Словакии. Еще 14 июня поставки из «Турецкого потока» в Болгарию составляли чуть более 17 млн кубометров в сутки, номинация на 15 июня превышает уже 30 млн кубометров. По данным венгерского FGSZ, сегодня импорт российского газа через Болгарию и Сербию должен вырасти на 5 млн кубометров — до 15 млн кубометров в сутки.
То есть часть выпавших объемов из-за проблем «Газпрома» с оборудованием Siemens из «Северного потока» перебрасывается на «Турецкий поток».
Нехватку топлива уже испытала австрийская OMV вслед за Eni и Uniper. Ранее все три компании согласились на новую схему оплаты российского газа. А тем временем в Европу пришла аномальная жара, поэтому энергопотребление будет расти. На этом фоне больших проблем ожидает Испания. 8 июня Алжир объявил о приостановке действия Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве с Испанией. После этого стало известно, что Алжир прекращает все экспортные и импортные операции с этой страной. Данные решения были приняты из-за позиции Мадрида в отношении Западной Сахары. Пока в королевстве заверяют, что поставки газа из Алжира гарантированы. Тем не менее для сохранения собственной безопасности правительство Испании предлагает, чтобы энергетические интересы защищало НАТО. То есть предлагается, чтобы прекращение подачи энергии было включено в новую стратегическую концепцию НАТО в качестве угроз для всего альянса.
Впрочем, по мнению экспертов, ситуация с газом на юге Европы пока не критическая. Как отметил Гривач, Алжир еще не ограничивал поставки в Испанию после того, как остановился газопровод через Марокко: «Через TransMed в Испанию поставляется около 1 млрд кубометров в месяц. Если этот поток будет остановлен, то это еще выпадение около 30 млн кубометров в сутки», — уточнил эксперт.
Митрахович указал, что сейчас из-за Алжира перенаправляется экспорт в Италию: «Европейский рынок не страдает. Были недозагружены мощности газопровода из Алжира в Италию, сейчас они загружаются за счет перенаправления испанских поставок. Около 10 млрд перекинут с Испании в Италию», — рассказал эксперт.
Так или иначе, но пока ЕС теряет рычаги давления на газовых экспортеров, стоимость фрахта чартерных СПГ-танкеров установила годовые рекорды.
К примеру, фрахт морского транспорта в Атлантическом бассейне на объем в 160 тыс. кубометров СПГ сегодня обходится заказчикам в $100 тыс. в день. Для азиатских и танкеров или судов, проходящих через Суэцкий канал, — $85 тыс. в день. Ранее средняя стоимость фрахта за 160 тыс. кубометров СПГ для Азии составляла только $49 тыс. в день.
Стоит отметить, что энергокризис уже грозит реальной экологической катастрофой Нидерландам. Так, горный совет страны обратился к кабинету министров с настоятельной рекомендацией увеличить добычу на газовом месторождении Гронинген. Напомним, что добычу там планировалось полностью прекратить в 2022 году из-за частых землетрясений в данном районе. Начиная с 1994 года, там произошло порядка 900 подземных толчков магнитудой до 3,6 баллов.
К положительным новостям для газового рынка ЕС можно отнести лишь сообщение телеканала Al Jazeera о том, что Евросоюз, Израиль и Египет подписали меморандум о взаимопонимании в сфере экспорта газа. Это преподносится как великое достижение Еврокомиссии: «Газ будет поступать из Израиля, Египта и других источников в регионе Восточного Средиземноморья и поставляться в Европу через египетскую инфраструктуру экспорта сжиженного газа», — говорится в документе. Правда, о каком количестве газа идет речь, пока не уточняется. Поэтому рынок на этот газовый прорыв не реагирует. Более того, эксперты сомневаются даже в том, что реальные поставки газа из Израиля возможны.
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что вероятность того, что в ЕС пойдут какие-то объёмы газа из Израиля в разумные сроки (через Кипр или через Египет), крайне мала. По его мнению, Брюсселю бесполезно надеяться и на Баку: «Азербайджан вывел „Южный газовый коридор“ на плановые показатели прокачки. Чтобы нарастить поставки, необходимы капитальные вложения в добычу и строительство новых газотранспортных мощностей».
Алексей Гривач напомнил, что поставки газа из Азербайджана сейчас идут на пределе возможностей инфраструктуры. В отношении договора с Израилем эксперт рассказал, что если речь идет о соглашении по поставкам через египетские терминалы СПГ, то по сравнению с прошлым годом там может быть очень небольшой прирост: «В Египте всего два терминала мощностью 12 млн тонн, и в прошлом году они были загружены на 55%. Поэтому даже если удастся выйти на их полную загрузку, то речь будет идти о дополнительных 6-7 млрд кубометров газа в годовом исчислении для рынка».
Станислав Митрахович пояснил, что в текущем году ТАП и ТАНАП (газопроводы, входящие в «Южный газовый коридор, — «НиК») выходят на полную мощность 16 млрд кубометров в год. Из них 6 млрд идет в Турцию, 8 — в Италию, один — в Болгарию и один — в Грецию. Это максимум «Южного газового коридора»: «Египет около 10 млрд кубометров в год поставлял на экспорт, теперь он может увеличить поставки еще на 4 млрд. Но это не может играть кардинальную роль при необходимости найти замену российским 150 млрд кубометров.
С другой стороны, «курочка по зернышку клюет» — что-то из Израиля, что-то из Алжира, что-то из США. В лучшем случае получится заменить треть российского газа, но никак не две трети, которые были анонсированы ЕК»,
— заявил эксперт.
В этой ситуации газовому рынку ЕС можно было бы вспомнить о «Северном потоке-2», который готов к эксплуатации и наполнен газом. Но пока еще не зима, газ стоит дешевле политических принципов. Алексей Гривач считает, что тема запуска в эксплуатацию «Северного потока-2», возможно, будет использоваться во внутренних дискуссиях между западными странами: «Но набору, из которого им предстоит выбирать, я не завидую. Прогнуться с отменой санкций, прогнуться с запуском „Северного потока-2“ или получить жесточайший энергетический кризис предстоящей зимой вдобавок к уже имеющемуся экономическому», — резюмировал эксперт.
Кстати, на нефтяном рынке ситуация также не вселяет оптимизма Евросоюзу. Агентство Bloomberg сообщило, что добыча нефти в Ливии была практически полностью остановлена из-за политического кризиса. Добыча нефти в стране в настоящее время снизилась до 100 тыс. баррелей в сутки, сообщило агентство Reuters со ссылкой на представителя министерства нефти и газа страны. Хотя еще в прошлом году она составила более 1,2 млн б/с. Не порадовал и Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), который с 15 по 25 июня будет отгружать нефть только с одного из трёх выносных причалов в связи с плановым обследованием акватории.
Более того, по данным Wall Street Journal, крупнейшая нефтегазовая компания Венгрии MOL Nyrt заявила о перебоях с поставками дизельного топлива из России через Украину. Компания не стала раскрывать характер перебоев, однако подчеркнула, что российский партнер выполняет все свои долгосрочные обязательства по контракту. В телеграм-каналах прошла информация о том, что MOL уведомила своих украинских партнеров о пожаре на НПЗ Duna в городе Сазхаломбатта. Сгорела ректификационная колонна, ее ремонт продлится около двух недель, и на это время прием нефти по «Дружбе» останавливается.
Тем не менее очевидно, что все временные технические трудности рынок преодолеет.
Но непонятно, что делать с теми объективными тенденциями, о которых красноречиво свидетельствует доклад Международного энергетического агентства (МЭА сложно заподозрить в лоббировании интересов нефтяных экспортеров). По данным МЭА, в мае выполнение сделки ОПЕК+ всем альянсом составило 261%, а Россией — 377%. При этом МЭА с удивлением констатировало рост производства нефти в РФ в мае на 130 тыс. б/с вопреки собственным ожиданиям, также агентству пришлось признать, что Россия сохраняет положение третьего по величине производителя нефти в мире после США и Саудовской Аравии. Получается, что высокие цены никак не связаны с Россией. Более того, санкции в отношении нашей страны активно работают и против США и ЕС.
Как отмечают члены МЭА, сейчас в мире наблюдается тройной энергетический кризис (нефтяной, газовый и кризис электроэнергии). В США и Европе ощущается нехватка топлива, а с началом летнего сезона этот кризис будет только расти. В ряде стран уже задумались о национализации энергетических систем. В частности, регулятор энергетики Австралии взял под свой контроль национальную энергосистему, приостановив работу рыночной системы, страдающей от резкого роста цен и угрозы массовых отключений электроэнергии.
Может, в этом и была главная цель декарбонизации — уничтожить мировой спотовый энергорынок и национализировать энергоактивы! Если это так, тогда главные мировые потребители углеводородного сырья идут правильным курсом.